Еще один взрыв сжиженного газа, прогремевший на станции «БРСМ-Нафта» в Броварах, нанес очередной удар по всему рынку этого специфичного продукта. Репутация сжиженного газа как безопасного продукта, за которую так кропотливо борются ответственные участники рынка, отраслевая ассоциация и экспертная общественность, тут же летит ко всем чертям. Понимающие люди неоднозначны в своих выводах и выдвигают различные теории: от диверсии, на которой традиционно настаивает менеджмент сети, до банальной халатности и нарушения всех норм безопасности. Очень надеюсь, что специалисты, ответственные за расследование причин ЧП, предоставят самый объективный отчет.
Напомню, что в апреле 2014 г. в той же сети произошло более масштабное ЧП, унесшее 6 жизней. Официальное расследование в своих выводах безапелляционно: трагедия случилась из-за грубого нарушения правил проектировки и строительства опасного объекта.
В этом свете мною, как потребителем, крайне настороженно воспринимаются различного рода «разливайки» сжиженного газа, растущие как грибы после дождя. Помнится, в 2010 г., когда мы проводили первую конференцию LPG Ukraine, такие заправки шутливо назывались «дырочниками» – пистолеты торчали из каждой дырки в заборе. Такого рода бизнесу долгой работы никто не предсказывал: «до первой проверки», «конкуренции с крупными комплексами не выдержат».
Прошло более четырех лет, а «дырочники» полны сил и энергии. По крайней мере, в одном только столичном микрорайоне Позняки за последний год запустили не менее семи таких «объектов». Забор из профнастила (если вообще есть), многофункциональный ларек-операторская, моноблок из раздаточной колонки и 5-кубовой бочки, огнетушитель и вперед – делать бизнес.
О документарном обеспечении этих заправок приходилось слышать разное, но, как известно, лучше один раз увидеть. Для этого я отправился с потребительской инспекцией на близлежащие АГЗС, благо, далеко ходить не надо. На первой же станции результаты превзошли самые грустные ожидания: кроме двух сертификатов соответствия Мозырского НПЗ, документов на заправке не оказалось никаких. Не нашлось там и кассового аппарата – вся касса прямо в жилете пистолетчика. А что – удобно!
Нет на станции и какого-либо свидетельства о том, что эксплуатация этого небезопасного объекта разрешена хоть каким-то государственным органом. По большому счету, документарное обеспечение схоже с работой бабушки на рынке. В то, что куриные яйца и яблоки не разнесут все в радиусе трехсот метров, я верю. В случае же с заправкой неизвестного архитектора – не факт.
Для неместных поясню: станция стоит на автостоянке стандартного разворота (т.н. «восьмерка»), в нескольких десятках метров от остановки трамвая, оживленного продуктового рынка и крупного одежного павильона. Аналогичный объект с разницей в пару недель появился на том же путепроводе по диагонали… Но, как выяснилось, там есть касса, какие-то торговые документы и даже инструкции для операторов. Впрочем, подтверждения безопасности работы заправки снова-таки – никаких. Аналогичная ситуация на остальных моноблоках района: касса лишь у половины, разрешительной документации – никакой. О сертификатах на продукцию некоторые газозаправщики также не слыхали.
В результате проверки позняковского путепровода имеем: безопасности – 0%, налогов – в лучшем случае 50%. Стоит ли удивляться, что именно эта категория участников рынка способна на самые низкие цены? В Госгорпромнадзоре говорят, что сделать пока ничего нельзя – правительственный мораторий на проверки объектов. Да и как показал случай с БРСМ в Переяславе, грош цена этим проверками, если соседи взлетевшей на воздух заправки работают с теми же нарушениями.
Вот так и живем – в ожидании очередного взрыва.
Артем Куюн, «Консалтинговая группа А-95».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Редакция OilNews призывает операторов и экспертов рынка нефтепродуктов к активному участию в наполнении рубрики «Колонки». Связывайтесь с нами с помощью email: [email protected]
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти