В начало

Тендеры из тени не выйдут?

Верховная Рада поддержала, а Виктор Янукович завизировал идею проводить государственные закупки онлайн. Апологеты решения в восторге – государственные закупки в «прямом эфире» искоренят коррупцию как класс, ведь все происходит на глазах, точнее – на экранах мониторов.

Пакет улучшений по сравнению с традиционной системой значим: упрощение и ускорение процедуры участия в тендерах, избавление от бумажной «волокиты», прозрачность процедуры выявления победителя, значительное увеличение участников, а стало быть, и усиление конкуренции. Введение института посредника – электронного оператора, который должен обеспечивать конфиденциальность и анонимность процесса, теоретически, должно минимизировать потенциальные коррупционные злоупотребления.
Все факторы важны для участников торгов, в том числе для компаний участвующих в тендерах на продажу ГСМ, где ежегодно оборачиваются миллиарды гривен. Однако не все так гладко, как может показаться на первый взгляд.
Но обо всем по порядку. Электронные торги до 1 января 2013 г. будут тестироваться путем проведения пилотных проектов. Уже с нового года «электронные аукционы» для госкомпаний станут общеобязательными для определенных видов товаров и услуг, перечень которых пока не утвержден.
 Кроме того, следует учитывать – президент закон подписал, но поручил правительству доработать ряд его норм, по сути, создать равные условия для всех участников процесса. Однако, несмотря на то, что «улучшения» еще не разработаны, определенные, и далеко не самые радужные выводы о тендерах онлайн можно сделать прямо сейчас.
У многих специалистов возникают опасения, что внедрение процедуры электронных аукционов может негативно отразиться на качестве закупаемой за государственный счет продукции. Дело в том, что процедура торгов подразумевает выявление электронным оператором победителя в процессе «торговой сессии», предложившего наименьшую цену. То есть, победителем может стать участник с наименьшей ценой, но и с наихудшим товаром.
Беспокоить подобная норма должна не только заказчика, но и участника, поскольку, как правило, качественный продукт дороже некачественного аналога, следовательно, и «добросовестный» поставщик оказывается в крайне затруднительном положении.
Обратившись к международному опыту, стоит отметить, что, например, в Грузии посредством электронного тендера закупаются только именуемые у них однородные объекты, которые определены специальным нормативно-правовым актом – порядком идентификации и установления однородности объектов закупки.
Если копнуть еще глубже, то заказчик, в принципе, имеет право отклонить предложение победителя. Но только в том случае, если оно не будет соответствовать квалификационным критериям. Тогда на рассмотрение заказчика оператором будет направлена заявка участника, предложившего следующую минимальную цену и т. д. Однако такая чехарда напрочь нивелирует принцип оперативности электронного аукциона. В итоге: за что боремся?
На этом вереница претензий к тендерам онлайн не заканчивается. Не ясна ситуация с обжалованием процедуры электронного аукциона. В законе черным по белому написано, что жалоба может быть подана после определения победителя аукциона, но до момента заключения договора о закупке. Если победитель – это компания, предложившая минимальную цену и товар, соответствующий документации, то договор считается заключенным с момента его отправки электронным оператором участнику со всеми визами заказчика. Самое же интересное, что только на следующий день после заключения договора оператор обнародует отчет о результатах закупки. До этого на электронной площадке размещается только протокол аукциона, весь дальнейший обмен информацией идет исключительно между оператором, заказчиком и участником, предложившим минимальную цену. То есть, остальные участники объективно лишены возможности, определить момент определения победителя, а о заключенном договоре узнают уже постфактум.
Не до конца понятно, кто именно определяет электронную площадку, на которой будет осуществлен тот или иной аукцион. В законе только указано, что заказчик публикует на сайте уполномоченного органа объявление о проведении торгов и уже потом указывает, какая площадка будет обслуживать процедуру закупки. Мне кажется, что для минимизации злоупотреблений следует предусмотреть случайный (возможно, автоматический) выбор площадки для каждой конкретной процедуры закупки.
Следует обратить внимание также на отсутствие в Украине (как, в прочем, и во многих других странах, в том числе России) организации и законодательной регламентации возможности трансграничного переноса электронной цифровой подписи, что делает практически невозможным участие в процедуре электронного аукциона иностранных компаний.
Резюмируя, отмечу: сегодняшние отечественные тендерные реалии таковы, что выиграть тендер – это еще только половина (если не меньше) дела. Самое главное – это, пусть даже с опозданием, получить от государства денежные средства за выполненную работу, поставленный товар, услугу. Не секрет, что система расчетов по тендерам осуществляется практически в ручном режиме. То есть, предприятию, заключившему договор, все равно придется договариваться с заказчиком о расчете с ним, ускорении этой процедуры и т.д. Подобная ситуация может полностью нивелировать всю антикоррупционную идею внедрения процедуры электронного аукциона.
Владимир Шабельник, юрист Всеукраинского адвокатского объединения «Альянс»
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти