В начало

Странная встреча


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Прочитал на днях одну забавную новость, выданную на гора президентской пресс-службой. Речь о встрече Президента Украины Петра Порошенко с главой Азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR Ровнагом Абдуллаевым. Думаю, немногие в полной мере смогли оценить весь сюрреализм содержимого этого текста, а поэтому с удовольствием поделюсь своей «расшифровкой».

Итак, читаем.

29 мая. Президент Украины Петр Порошенко и президент Азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR Ровнаг Абдуллаев на встрече в Киеве обсудили перспективы расширения сотрудничества в сфере поставок высококачественного авиационного топлива и возможного его производства в Украине. Как сообщила в субботу (26 мая – прим. автора) пресс-служба главы Украинского государства, президент SOCAR поблагодарил за возможность участвовать в работе Национального инвестиционного совета и отметил, что компания «чувствует себя комфортно в Украине и стремительно развивается».

Стороны обсудили «турецкие проекты» компании, вовлеченность в них Украины и перспективы дальнейшего развития нефтеперерабатывающего комплекса Украинского государства.

«В следующем году, по окончанию стратегических проектов в Турции, все внимание будет уделено Украине, поскольку развитие здесь идет очень успешно», – сказал президент SOCAR.

По его словам, за 10 лет работы в Украине «только сейчас созданы хорошие условия для бизнеса».

П.Порошенко указал на стратегический характер сотрудничества между Украиной и Азербайджаном.

«Я считаю, что мы в полной мере должны воспользоваться возможностями развития и углубления сотрудничества, в том числе в сфере энергетики», – сказал он, подчеркнув важность использования этого потенциала для диверсификации энергоснабжения в Украину.

Стороны также обсудили возможности расширения сотрудничества в сфере поставок высококачественного авиационного топлива и возможного его производства в Украине в связи с резким увеличением авиационного пассажиропотока в украинских аэропортах, в частности в Борисполе, Львове, Харькове, Днепре, Одессе и других украинских городах, отмечает пресс-служба.

А теперь давайте по порядку.

Компания «чувствует себя комфортно в Украине и стремительно развивается». За 10 лет «Сокар» открыл в Украине 59 АЗС. При этом со старта обещал минимум 100 и на первых порах подтверждал свои намерения. Я уже не помню, когда компания открывала новую станцию. При этом было официальное сообщение, что «Сокар» инвестировал в украинский бизнес $350 млн. Так что вопрос номер один: о каком успешном развитии речь? Хотя снова-таки, с какой стороны посмотреть, может для кого-то проект и успешен, ведь за такие деньги можно было построить 300, а не 60 АЗС…

Идем дальше, насчет «перспективы дальнейшего развития нефтеперерабатывающего комплекса Украинского государства». «Сокар» строит в Турции НПЗ, а не в Украине. В этом году обещает запустить. О какой вовлеченность Украины в этот процесс идет речь?

Насчет хороших условий для бизнеса. В 2016 году Порошенко пообещал Алиеву содействие в проекте создания в Одессе транзитного хаба (на базе перевалки «Эксимнефтепродукт»), оператором которого стала компания «Сокар Трейдинг». Компания накапливала в Одессе мазут из различных источников, блендинговала и грузила на танкера с последующей отправкой в Средиземноморье и далее. Отработав год, «Сокар» был вынужден закрыть проект, поскольку ни одно из обещай Порошенко выполнено не было: портовые тарифы не снижены (выше среднеевропейских вдвое), «железка» неуправляемая и по тарифам неадекватная, а помимо всего ГПУ открыла в рамках этого проекта уголовное дело. Разумеется, обо всем этом азербайджанцы говорят не на приемах, а в режиме «оф-рекордс».

Еще одна яркая иллюстрация. В 2016 году «Сокар» пробовал поставлять сюда иранский конденсат, но таможня заблокировала оформление на несколько месяцев и эта первая поставка стала последней.

В 2017 году «Укртатнафта» (контролируется «Приватом») начала закупать азербайджанскую нефть. Но из заявленных 1,3 млн т в прошлом году привезли 940 тыс. т, в этом году поставки идут также с большим отставанием. Так что назвать этот проект успешным также проблематично, если не учитывать имеющуюся информацию о крайне выгодной формуле ценообразования на эти ресурсы.

О каком производстве в Украине высококачественного авиатоплива идет речь – еще одна загадка для гурманов. Керосин нельзя производить отдельно, он получается вместе с другими нефтепродуктами в ограниченных количествах (около 5-7% от объема переработки). Он производится «Приватом» на «Укртатнафте» и уходит под обеспечение авиакомпании МАУ. Причем тут «Сокар»и где он может быть в этих раскладах, непонятно.

Непонятен акцент на «высококачественном авиатопливе». Из этого как бы следует, что сейчас мы летаем на некачественном? Или низкокачественном? На этот продукт, как и на остальные, есть единый стандарт, отвечающий международным стандартам, и нет топлива хуже или лучше.

Возможно, речь о поставках авиатоплива по импорту с турецкого НПЗ? Так особого дефицита поставок мы и не наблюдаем. Скажем больше, есть обратная ситуация – керосина завозится больше, чем потребляется. Азербайджанский трейдер «Корал» и «около азербайджанский» «Мадокс», а также и сама «Сокар Украина», которые держат существенную долю поставок авиатоплива, могли бы об этом подробно рассказать президенту «Сокара». Как и о том, что с этим керосином впоследствии происходит, и почему «Сокар Украина» зачастую не может конкурировать по дизельному топливу на тендерах «Укрзализныци», Минобороны и т.д.

Напоследок вспомним и о многострадальном проекте Одесса-Броды, о котором среди прочего говорили на той памятной встрече в Баку два года назад. Единственная подвижка заключается в снижении портовых сборов на заход танкеров в порт «Южный». Но смысла в этом пока немного, потому что нет поставок. На сегодня лоббированием проекта занимается исключительно «Укртранснафта», тогда как остальные стороны, включая азербайджанскую, судя по всем подустали от украинской переменчивости и заняли пассивную позицию. Оно и понятно, ведь проблем со сбытом своей нефти у «Сокара» нет. Да и с какого перепугу азербайджанцам вписываться за Украину, где их преимущественно «кидали», притом на уровне президентов. Достаточно вспомнить, как в 1999 году с Баку забыли рассчитаться за танкер дизтоплива, который срочно был прислан азербайджанцами под уборочную по просьбе украинского президента…

Что это было? «Надо же им было о чем-то говорить», – говорит источник в стане азербайджанцев. Очень похоже, учитывая, что встреча состоялась в день финала Лиги Чемпионов. Говорят, г-н Абдуллаев большой почитатель футбола. Скорее всего, он просто решил не портить настроение украинскому лидеру накануне спортивного праздника… Как говорится, нам все равно, а вам приятно.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти