За два года активного распространения нелегальных газовых модулей найти действенного метода борьбы с этим опасным явлением не удалось. Даже в Киеве, где появляются новые объекты с вопиющими нарушениями, война со стихийной торговлей опасным товаром буксует. Бурный расцвет «подзаборников» на фоне серьезной ответственности за имеющиеся нарушения наталкивает лишь на одну мысль – заработка в этом секторе хватает на всех проверяющих.
Утром одного солнечного апрельского дня в паркинге на проспекте Григоренко в спальном районе Киева появляется забор, отделяющий несколько паркомест.
Еще за два-три дня площадка асфальтируется, в бордюрах оформляется въезд на площадку. В итоге максимум за неделю паркинг прирастает бонусом в виде газовой заправки.
Проспект Петра Григоренко – настоящая аллея славы торговли автогазом в столице. На неполных четырех километрах проспекта и прилегающих к нему улочках в оживленном спальном массиве расположились деcять автогазозаправочных пунктов (АГЗП).
Восемь из них стоят на территориях автостоянок и гаражных кооперативов, по одному – на автомойке и разделительном островке. Конфигурации – от древнего модуля до полноценной заправки на четыре поста с магазином.
Объединяет все эти заправки одно – отсутствие необходимых документов и откровенные нарушения регламента установки подобных опасных объектов.
Быстро и недорого
Стартап в газовом бизнесе отличается финансовой доступностью. В интернете бывшее в употреблении «железо» предлагается от $8 тыс. Еще около $10 тыс. нужно иметь на некоторые документы, а также стартовый капитал для различных проверяющих.
Движение «подзаборников», как часто называют нелегальные АГЗП, взяло свое начало в Киеве в 2012-2013 гг. Основателем перспективного, как выяснилось, направления стала компания «Кременчугпропангаз» из нашумевших Горишних Плавней, созданная выходцем из этого города Андреем Кравцом, начальником Государственного управления делами в Администрации Виктора Януковича.
Более известная сегодня как «Барс 2000», сеть активно развивалась, количество модулей по Киеву и области достигло 90 ед., однако впоследствии было решено сосредоточиться исключительно на столице. Резкая смена власти в стране дестабилизировала деятельность компании, однако совсем ненадолго.
В 2014 г. мощный толчок развитию рынка нелегальных АЗС дал мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Отсутствие контроля сразу сделало свое дело, и газовые «бочки» стали появляться повсюду.
Еще одним стимулом роста «подзаборного» рынка стало введение в 2015 г. сбора с розничного оборота подакцизных товаров. Поскольку с налоговой дисциплиной на нелегальных объектах не очень, новый налог лишь укрепил конкурентоспособность этого сегмента перед цивилизованными игроками.
Мнимая безопасность
Сегодня только в Киеве насчитывается 200-300 газовых заправок, не имеющих законных оснований для существования, в первую очередь по земельному признаку.
На вопрос о документах на занимаемый участок предприниматели уверенно предоставляют договоры на аренду паркомест, на субаренду разделительных полос и других неподходящих для объектов повышенной опасности мест.
Нередко можно встретить коллизию, когда разрешение на эксплуатацию объекта есть, а разрешения на его строительство – нет. Очень часто даже имеющиеся разрешения вызывают большие сомнения, поскольку налицо множество нарушений, которые не позволили бы этому документу вообще существовать, а разрешению – появиться. Очевидно, что такие чудеса возможны только при коррупционных схемах.
Газовая заправка – специфический объект. С одной стороны, он безопасен. Чисто теоретически на заправке максимум, что может произойти, – это небольшое возгорание. Ведь многочисленные клапаны должны исключить масштабную утечку и взрыв.
Поэтому в некоторых странах, где потребление сжиженного газа сильно развито, допускается установка газовых емкостей даже в подвалах жилых зданий.
С другой же стороны, для безопасной работы газовой заправки обязательно нужен четкий надзор. «Чтобы объект был действительно безвредным, необходимы пристальный надзор и высокая квалификация персонала. Без этого газовая бочка превращается в потенциальную бомбу», – считает начальник управления по вопросам ЧС Киевгоргосадминистрации Роман Ткачук.
По его словам, большинство ЧП происходят при переливе, и тут наибольшее значение имеет подготовка персонала. Именно при сливе автоцистерны загорелась заправка «Нафтогаз-2» в Виннице в мае 2015 г. Нарушение правил слива на АГЗС в Кизляре (Дагестан) привело к мощному взрыву, изувечившему 17 человек в марте 2016 г.
Очень скромно СМИ осветили ЧП в Святошинском районе Киева, где в июне 2014 г. из резервуара безымянного АГЗП вытекло около 4 тыс.л пропан-бутана. Тогда из-за экономии и отсутствия надлежащего технического обслуживания заправки рассохся уплотнитель между фланцами трубопровода.
Спасатели успели все собрать, но попади 4 тыс.л газа в канализацию, в полузамкнутое пространство, на воздух мог взлететь целый квартал. Обошлось…
Чтобы понять детонационные свойства сжиженного газа, стоит вспомнить взрыв заправки «БРСМ-Нафта» в Переяславе-Хмельницком. Тогда, напомним, из-за утечки газа в подвал погибли шесть человек, а обломки здания разбросало на сотню метров.
По словам спасателей, количество сдетонировавшего газа было небольшим. Это мнение подтверждается и тем, что утечка не была замечена уровнемером в газовой емкости.
Видя ржавые емкости, разваленные клапаны, «полуживые» насосы и «зеленый» персонал на заправках, которыми усеян Киев, становится не по себе.
Бой с тенью
Наибольший масштаб борьба с нелегалами получила в столице. Ее история полна резких сюжетных поворотов, закулисных договоренностей и различных интриг. В начале 2015 г. «подзаборников»стало настолько много, что не замечать их уже не получалось.
Тогда в Киевсовете для проработки вопроса была создана Временная комиссия. Пока ее члены решали, как навести порядок и наладить с нарушителями диалог, в пригороде столицы в июне загорелась нефтебаза «БРСМ», и уже через неделю начались решительные демонтажи нелегальных АГЗП.
Однако уже в августе деятельность комиссии бесславно окончилась – ее главу Виталия Даниленко задержала СБУ при получении взятки за «невмешательство в бизнес».
Вторая волна демонтажей пришлась лишь на март 2016 г., и уже в апреле начала внушать доверие – сносили нарушителей очень уверенно, всего демонтировав более 100 АГЗП.
Впрочем, процесс очень напоминал борьбу со стихийной торговлей в подземных переходах: в одном случае полиция гоняет старушек, в другом – коммунальщики демонтируют модуль, а в итоге и те, и другие возвращаются на свое место.
К сожалению, нынешних борцов с нелегалами постигла судьба предшественников – снова СБУ и снова взятка. Спустя месяц после сообщения об аресте подробностей дела так и нет. Представители КГГА отвергают все обвинения в коррупции, утверждая, что это ответная реакция владельцев одной из демонтированных сетей АГЗП, и планируют продолжение сноса АГЗП.
Так или иначе, скандал сильно ударил по позиции властей. Теперь каждый новый список на демонтаж будет сопровождаться криками о коррупционном давлении. Этот же козырь операторы АГЗП, отстаивающие свои позиции силами «Первой киевской Ассоциации сжиженного газа», будут использовать в диалоге с киевской властью, где будут настаивать на легализации части объектов.
Что конкретно мешает чиновникам взять ситуацию в руки и зачистить районы столицы от опасных для здоровья граждан и городского бюджета объектов – до конца не понятно. Тем более что прецедент успешного наступления был в 2000 г.
Тогда мэр Александр Омельченко одним росчерком распорядился снести почти две сотни заполонивших столицу блочных АЗС, хотя они были менее взрывоопасными по сравнению с сегодняшними «пиратами».
За неделю все объекты выкорчевали и вывезли из города. До сих пор их в рабочем состоянии никто не видел. Очень не хочется, чтобы решительность нынешних чиновников спала до нового Переяслава или Василькова.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти