В начало

Пять итогов 2016 года. Взгляд редактора


Евгений Мочалов, редактор OilNews

Високосный 2016 г. оказался богатым на события. Едва ли можно найти объективную формулу их оценки. Но находясь на острие информационного потока и наблюдая за ярчайшими всплесками внимания читателей OilNews к некоторым событиям, мы попытались их ранжировать.

5.1. «Трейд Коммодити»: новый фаворит

Скромная компания из Каменки (ранее Днепродзержинск) по имени «Трейд Коммодити» в уходящем году стала одним из наиболее ярких персонажей. С самого начала года она стала принимать активное участие в тендерах государственных потребителей – Министерства обороны Украины, «Укрзализныци», «Центрэнерго». Ближе к весне обозначились первые успехи. В апреле компания выиграла тендер МО на поставку 70 тыс. т нефтепродуктов. Реализация проекта прошла под знаком множественных нарушений законодательства о госзакупках, а цена была пересмотрена в сторону увеличения несколько раз. По оценкам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, в итоге Минобороны переплатило за топливо более 100 млн грн, а по мнению бывшего функционера Минобороны в части закупок Нелли Стельмах – более 140 млн грн. По данному тендеру уголовные производства были открыты Национальным антикоррупционным бюро Украины и Военной инспекцией.

Отдельный вектор приложения усилий «Трейд Коммодити» - «Укрзализныця». В начале года компания неожиданно выбила из числа монопольных поставщиков смазочных материалов и масел «Укрзализныци» дуэт ВОГ-«Агринол», владельцы которого засели в парламентских фракциях «Воля народа» и БПП. При этом характерно, что работа «Трейд Коммодити» тесно переплетается с ВОГ и даже отчасти зависит от него. В частности, поставки арктического дизтоплива и реактивного топлива в рамках реализации упомянутого тендера Минобороны по факту выполнил ВОГ. Пересечение путей двух компаний еще неоднократно можно было наблюдать на протяжении всего года, что не мешает «партнерам» конкурировать на тендерах и даже вести войнушки в прессе, размещая в отношении друг друга заказные материалы.

Как «Трейд Коммодити» удалось так взлететь, не имея прямых контрактов с ключевыми производителями нефтепродуктов? Заслуживающие доверия источники называют бенефициаром компании Андрея Адамовского, ранее мажоритарного акционера сети «УТН-Восток», проданной в 2009 г. ТНК-ВР. Однозначно понятно, что для реализации столь дерзких проектов, особенно в случае с Минобороны, необходима поддержка на самом верху. Ее, по слухам, оказывает руководство парламентской фракции БПП. По словам одного из авторитетных трейдеров, в одном из эпизодов за «Трейд Коммодити» хлопотал глава фракции Игорь Грынив. Между тем ситуация в стране изменилась, и ранее практикуемые схемы поставок топлива со 100-долларовой наценкой на тонне уже не работают: «Трейд Коммодити» вынуждена действовать в условиях открытых тендеров, предлагать рыночные цены, пробуя с помощью старших товарищей «шалить» на последующих этапах пересмотра цен и условий поставок.

5.2. «Укрзализныця»: лучше дикий рынок, чем предсказуемый монополист

В первой половине года чиновники «Укрзализныци»» продолжали потакать схемам с участием крупнейшего поставщика горюче-смазочных материалов в лице группы компаний WOG. Смена менеджмента в УЗ в целом и в «Центре обеспечения производства» в частности, а также переход на закупки через систему «ПроЗорро» смогли переломить эту ситуацию, хотя и не решили всех проблем. Так, удалось опустить цену до рыночного уровня, а на отдельных торгах даже несколько ниже. Между тем, WOG ожесточенно сражается за сохранение доминирующего положения в снабжении крупнейшего потребителя. Под занавес года компания отчаянно выиграла шесть тендеров УЗ на поставку в общем объеме около 72 тыс. т дизельного топлива на сумму 1,35 млрд грн, предложив цену на 1 650- 2300 грн/т, или почти на 10% ниже, чем на рынке. Как трейдер выполнит такие поставки, остается загадкой. Также ВОГ перечеркнул всю достигнутую «железкой» экономию: летом суд обязал УЗ выплатить ВОГ более 80 млн грн неустойки за несвоевременный возврат «Укрзализныцей» двухмесячного займа в виде 20 тыс. т дизельного топлива.

Во второй половине года у ВОГ появился неожиданный соперник – компания «Трейд Коммодити» (см. выше), которая также выиграла несколько крупных тендеров и стала стабильным участником торгов, предлагая минимальный уровень цен.

Решив «ценовой» вопрос, перед УЗ осталась проблема ритмичности и беспрерывности поставок. Уступать никто не хочет, поэтому торги часто блокируются через предусмотренный законом механизм жалоб в АМКУ. Преодолеть эту проблему и рынок, и УЗ рассчитывают путем внедрения формульного ценообразования, разговоры о чем начались еще в середине 2015 года. Полноценную формулу по аналогии с трейдерскими контрактами с привязкой к мировым котировкам пока утвердить не удалось. Компромиссом, который должен опробоваться на ближайших торгах, стала привязанная к Platts поправка, позволяющая менять цену в соответствии с мировой динамикой. Как покажет себя эта система, наладится ли порядок на торгах и будет ли полноценная «формула» - все эти вопросы все же переносятся в 2017.

4. БРСМ: на пути в ГП

Сеть «БРСМ-Нафта» могла бы прекратить свое существование еще в 2014 г. Произойти это должно было с пафосом громких посадок после фундаментальных расследований. Вначале было бегство одного из ее учредителей экс-министра Эдуарда Ставицкого. Затем трагедия со взрывом газа в Переяслав-Хмельницком. В 2015 г. сгорела целая нефтебаза с 20 тыс. т нефтепродуктов. Счет погибшим от рук БРСМ дошел до 12 человек. Однако известные украинские методы «решения вопросов» позволили БРСМ спокойно пережить не только «переяславскую» трагедию, но и «васильковскую» (здесь усилиями МВД, прокураты и юристов БРСМ в гибели спасателей удалось обвинить самих спасателей и руководство ГСЧС, а семьи погибших спасателей вывести из числа пострадавших).

В конце 2016 г., когда уже ничего не горело и не взрывалось, генпрокурор Луценко заявил о начале масштабного наступления на «БРСМ». К концу года 95 АЗС сети заблокированы, с многих даже успели вывезти топливо.

Как будут развиваться события дальше, пока не ясно. По рынку циркулирует версия, что проблемы БРСМ – не иначе как раздел имущества между двумя акционерами, Эдуардом Ставицким и Андреем Бибой. Якобы один из них был вынужден прибегнуть к услугам силовиков для получения причитающегося либо для давления на недобросовестного партнера. По другой версии, «ничейная» БРСМ может быть в ближайшее время попасть в лоно одной госкомпании, которой арестованные активы могут перейти на ответственное хранение. В качестве такой структуры в частности называют входящую в орбиту Минэнергоугля ГП «Укрэнергоинвест», которая ранее инициировала передачу ей Херсонской нефтеперевалки. Одним словом, без присмотра БРСМ точно не останется.

3. Ралли «Евро-2Евро-5»

На аукционе 27 декабря «Укргаздобыча» продала бензины А-95 стандарта Евро-5 по 24 600 грн/т – это соответствует цене актуальных импортных предложений из Беларуси и Литвы. Еще в 2015 г. подобный факт трудно было себе представить, а к концу 2016 г. это уже не вызывало особых эмоций. За год госкомпания не только проскочила путь от Евро-2 до Евро-5, но сплотила вокруг себя региональный рынок, который дважды в неделю борется за этот продукт. Не удивительно, что за шебелинский ресурс идет стабильно напряженная борьба, работать с ним удобно и надежно: не нужна валюта, цена более прогнозируемая по сравнению с импортом, который зачастую идет месяц.

Перед «Укргаздобычей» остается еще ряд важных задач. Прежде всего завод нуждается в сырье. В этом году нужного результата пока не получено. Второй задачей будет борьба за мейджоров: пока ресурс продолжают обходить стороной те, кто потратил колоссальные маркетинговые бюджеты на популяризацию импортных топлив. Они пока только присматриваются к «экзотическому» шебелинскому ресурсу, желая убедиться в стабильности качества нового предложения.

2. Газовая игла

В 2016 г. на АЗС будет продано автогаза в литрах столько же, сколько и бензина. Сумасшедшие темпы роста этого рынка начали подавать тревожные сигналы еще в прошлом году. А вся вторая половина 2016 г. стала демонстрацией целого набора гримас этого скачка.

Остановка в июне всего одного ГПЗ в РФ позволила взметнуть цены на внутреннем рынке более чем двукратно. Еще ряд политических активностей в двух странах осенью продержали этот накал фактически до конца года. По итогу 74% всего импорта СУГ пришлось на Россию, в общем балансе это 54%. Зависимость, которую невозможно отрицать. Фактически весь рост спроса на газ покрывается за счет поставок из России. Таким образом, имеем весьма неоднозначный результат: растет потребление дешевого энергоносителя, диверсифицируется корзина моторных топлив, но одновременно растет зависимость от поставок из России.

Попутно рынок сумел продемонстрировать и несколько смелых экспериментов. На фоне проблем с поставками из России компания «Газтрон-Украина» привезла четыре танкера с СУГ из Египта, Швеции и Казахстана.

1. Два удара по тени

На неуплате розничного акциза украинский бюджет в 2016 г. потерял ок. 1,7 млрд грн. Не секрет, что хотя бы частичный уход от этого налога практиковало большинство украинских сетей АЗС. Для малых участников (назовем их так) газового рынка этот акциз стал основой экономики в создании своих сетей нелегальных АГЗП, который буквально заполонили украинскую столицу.

Борьба за отмену налога, подковерно пролоббированного Ассоциацией городов Украины в 2015 году, длилась практически весь 2016 год и завершилась одновременно с принятием закона о госбюджете на 2017 год.

Отмена розничного акциза способна существенно изменить рельеф рынка, нанеся болезненный удар по теневому сегменту и в частности по нелегальным АГЗП. У последних еще остается запас прочности в виде налоговых «скруток» и низких инвестиционных затрат. Неизбежно изменится баланс сил и в конкуренции больших сетей, которые чем дальше, тем больше грешили неуплатой розничного акциза. К новым реалиям рынка прибавятся претензии ГФС, которая уже начинает «догонять» хитрецов, обозвавших корпоративные продажи на АЗС отпуском с хранения.  

Бесспорной победой 2016 г. стало введение электронных акцизных накладных, борьба за которые годом ранее была не менее ожесточенная, нежели против розничного акциза. Их введение с апреля позволило к концу года в 10 раз сократить объемы поставок промежуточных компонентов и сырья на нефтебазы топливных компаний, а следовательно нанесли сильный удар по «бодяжничеству». Крупные «смесевые» производства уже в начале года был вынужден свернуть один из крупных участников рынка, которого немногим ранее в Мироновке, Дубно и Полтаве «прихватили» налоговики.

Красноречивым итогом года можно считать сокращение теневого сегмента бензина: если в 2015 году этот объем оценивался в 440 тыс. т, то в 2016 году - 215 тыс. т. Касательно дизельного топлива можно сказать, что объемами нелегального рынка в 2016 году можно пренебречь, настолько незначительными они были.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти