В начало

Почему с автогазом хотят воевать?


Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Настоящие чудеса экономики происходят на украинском рынке: оптовая цена на автогаз вплотную достигла уровня розницы. Чтобы не брать в среднем по стране, посмотрим для примера на Харьковскую область (тенденции аналогичные и в других регионах). Оптовая цена газа на условиях DDP АГЗС (с доставкой на заправку) уже 10 дней как выше 11,00 грн. Что же видим в рознице? Цена в крупных сетях (ОККО, WOG, Shell) — около 12,8 грн/л, сети-дискаунтеры (БРСМ, Маршал и т.д.) — на 1 грн дешевле. Нетрудно посчитать валовую маржу на литре:

  • «Бренды» — 1,8 грн
  • Дискаунтеры — 0,8 грн

Если у сети собственный транспорт, то можно докинуть сюда еще 5–7 коп. маржи, но глобально это картину не поменяет: заработок дискаунтеров сегодня практически равен эксплуатационным расходам на реализацию этого газа. Это подтверждает ТОП-менеджер крупной сети, которая может похвастаться высокими проливами автогаза. По его словам, за последние годы головной боли от газа у сети больше, чем прибыли. И это у «проливистой» сетки! С точки зрения бизнеса производителя можно понять «Укртатнафту», пытающуюся атаковать потребление автогаза за счет роста привлекательности бензина.

Так почему же просто не поднять цены, трейдерам уже не нужна маржа? Конец эпохи бедности? Как бы не так! Просто маржа легальных операторов который год удерживается на минимальном уровне мощным якорем — разросшимся нелегальным контингентом, готовым торговать дешево всегда.

Сегодня, когда уровень закупки уже около 11,2 грн/л, запросто можно встретить ценники на «наливайках» на уровне 11,8 и даже 11,50 грн/л. Устами (точнее постами) их лоббистов такая щедрость объясняется тем, что малому бизнесу просто нужно меньше, чем крупным сетям, хотя все разрешения (ну, или почти все) в наличии. И что главное, многие реально клюют на это.

Окей, давайте еще раз прикинем большими мазками. В крупных сетях эксплуатационные затраты (офис, коммуналка, ЗП, налоги и т.д.) на реализацию литра топлива составляют до 1 грн/л. «Проливистая» станция (с прокачкой более 30 кубов в сутки) может уложиться в 85 коп/л. Предположим, что у бочки «косты» еще вдвое ниже, то есть около 40 коп., хотя с нынешними ценами и тарифами это практически невозможно…

По инвестициям. Установка легальной заправки потребует не менее млн грн (см. график), а это значит, что с такой маржой отбиваться заправка будет более 7 лет, хотя далеко не каждый модуль проработает столько времени…

И это не ситуативный срез — средняя валовая маржа «наливаек» в сентябре-начале декабря 2019 г. составила всего 63 копейки на литре… Самый хилый гривневый депозит в банке сегодня будет давать больше. На этом, думаю, разговоры о скромных запросах как природе низких цен пора закрывать.

 

Разумеется, это лишь видимая часть заработка, всего же благодаря незаконному статусу удается заработать более 1,5 грн/л. По оценкам специалистов, еще 5% удается наварить благодаря сбыту наличных, еще несколькодесят копеек — оптимизация за счет оптимизации местных налогов и рентных платежей и т.д.

Все попытки побороть нелегалов вскрывают новые и новые пласты коррупции. В итоге добросовестные трейдеры «бідкаються», а власть разводит руками.

Сетевики, в том числе и «Приват», продающие четверть топлива с экономикой близкой к нулю, решили компенсировать украденную на газе маржу доходностью других позиций — бензина и ДТ. И вот уже вырисовался корень ценового перекоса, из-за которого газ дешевый, а бензин дорогой. Вот эту поблему и хотят решить инициаторы повышения налогов на газ.

Но для них, инициаторов, есть плохие новости. Давайте представим, что акциз подняли-таки и цена у всех выросла на одну величину. Причем величину, которая не убьет рынок (в 2017 г. автогаз стоил 65–70% цены бензина, и за ним все равно стояли очереди). Бензина больше будет продаваться? — Очень вряд ли. Улучшится экономика автогаза? — Определенно нет: нелегалы точно также будут оттягивать маржу на минимум, а сети точно также будут стремиться компенсировать потери повышенными маржами на бензин. Так зачем, спрашивается в задаче, городить огород?

Это не все плохие новости для сторонников уравнивания налогов. Даже если привлекательность бензина взлетит до небес, и украинский водитель массово станет переходить на него, в эту нишу мгновенно влезут нелегалы. Стартап тут еще дешевле — 120 тыс. грн на полимерную бочку с примитивной колонкой, и ты уже нефтетрейдер! Бензиновый потребитель — на 95% частный автотранспорт, и его владельцы сами принимают решение, где покупать топливо. А значит, заманить их дисконтом также просто, и события запросто могут двинуться по тому же сценарию, по которому сегодня идет автогаз: потеря заработка в неравной борьбе с незаконными конкурентами. И что будем повышать тогда, господа депутаты?! Или, может, стоит уже сегодня задуматься и посмотреть хотя бы на полтора шага вперед?

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти