Конфликт главы «Укрзализныци» Войцеха Балчуна с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном достиг точки кипения, и это заставило польского функционера выйти 2 февраля на пресс-конференцию, дабы опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Среди них – неэффективные закупки топлива. Это мероприятие весьма символично совпало со скандалом вокруг декабрьского тендера на 65 тыс. т дизтоплива и фееричных январских корректировок, которые увеличили сумму контрактов почти на 10%, или более чем на 100 млн грн при отсутствии каких-либо предпосылок для роста цен.
Что же мы услышали от польского реформатора? Его речь на 90% состояла из меседжей, ранее озвученных Центром обеспечения производства «Укрзализныци» (ЦОП) во главе с Виталием Цвигуном: «Все хорошо, прекрасная маркиза…»
Весьма неубедительным оказался высказанный Балчуном тезис о повышении запаса топлива до 11 суток (Омелян в одном из своих выступлений рассказал, что УЗ постоянно работает на грани, имея запас на 2-6 суток). Очевидно, что этот 11-дневный запас исключительно ситуативен, так как сама УЗ признает, что контракт с ВОГ на 59 тыс. т обеспечит УЗ на два месяца (потребление около 1 тыс. т в день). В конце концов, информацию о топливных запасах сложно проверить, ведь несложно намалевать любую циферь. Особенно, если хочется утереть нос зарвавшемуся министру.
Но больше всего умилил другой тезис польского экспата: в качестве примера нормализации ситуации с закупками топлива «Укрзализныцей» Балчун заявил о планах в ближайшее время провести тендер на закупку 125 тыс. т дизтоплива (торги намечены на 6 февраля). Прозвучало это так, как будто транспортная компания уже закупила топливо по очень-очень низким ценам и застраховала себя от новых фокусов с пересмотром цен. Между тем непонятно, состоятся ли эти торги, учитывая практику блокирования их участниками. К тому же доказывать свой управленческий профессионализм планами провести очередной тендер – это нечто новое, если учесть, что закупать топливо «Укрзализныця» может исключительно на тендерах.
Поразила легкость, с которой г-н Балчун прокомментировал факт январского повышения закупочных цен на 115-120 млн грн. И это притом, что в прошлом году УЗ получило всего-то 350 млн грн чистой прибыли.
«Мы можем закупать только в ProZorro, только по правилам ProZorro выбирать минимальное предложение. Эта же система допускает повышение цены контракта до 10% несколько раз. И это создает условие для существования схем», – заявил глава УЗ. «Статистическая организация дала необходимое подтверждение росту цен на рынке. Мы передали их государственным органам. Это все что мы можем сделать», – обреченно резюмировал он. Это позиция «топа» – ничего страшного, доплатим 100 млн грн?! Такое заявление звучит не просто как признание собственной некомпетентности, оно звучит как приговор.
Импортированный из соседнего государства руководитель УЗ даже не стремится, например, разобраться, почему пресловутые ценовые справки выдает именно «Держзовнишинформ» (ДЗИ)? Почему выписанная клерком этого ведомства справочка превращается в переплаты госпредприятием десятков миллионов гривен? Уже более полугода г-н Бальчун не может или не хочет или не имеет времени понять, что справки ДЗИ – государственного предприятия, на чем так акцентирует внимание Цвигун, – не являются ни эксклюзивом, ни истиной в последней инстанции.
Не было времени вникать в детали? А где новый глава ЦОП, который должен был бы этим заняться? Здесь Балчун был максимально искренним: «Мы нашли отличного менеджера. Он приезжал сюда дважды. Но он просто испугался». Спасибо за откровенность…
Услышали присутствующие и любимую мантру г-на Бальчуна о главной причине давления и «шантажа» со стороны трейдеров – отсутствии запаса в 100 тыс. т. «Когда у нас будет такой резерв, никто не сможет нами манипулировать», – повторил он дважды. Но проблема в том, что запас этот необходимо опять-таки закупить на тендерах. На которые снова принесут справочки «ДЗИ», по которым позже «Укрзализныцю» попросят доплатить десяток-третий миллионов.
Показательно, что на своей пресс-конференции глава УЗ впервые ничего не сказал о формульном ценообразовании, которое не так давно было коньком топ-менеджера. Может потому, что свое обещание провести первые тендеры по формуле до конца 2016 года Балчун не сдержал? А после тендера на 125 тыс. т следующие партии топлива понадобятся УЗ не раньше второго полугодия 2017 года…
Самая раздражающая особенность большинства экспатов – это постоянная апелляция к малому времени пребывания в должности. Мол, подождите, люди дорогие. «Такие реформы в один день не делаются». «Мы вот приложение для Android запустили, новые наволочки будут в поездах. Реформы идут!» Но на фоне фантастических системных потерь при закупках топлива все эти достижения не стоят ломаного гроша. Проходит время и становится понятно, кто чего стоит.
Есть надежда, что встряска, которую Омелян устроил железнодорожному «болоту», все-таки приведет к правильным изменениям в транспортной мегакорпорации. Однако других надежд Балчун своим выступлением не дал. Как говорится, «будем почекать», Почекун нам в помощь.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти