В 2012 г. рынок автогаза впервые за последние несколько лет показал снижение. После анализа всех доступных показателей становится очевидным, что одни из основных причин такой динамики нужно искать в секторе установки ГБО, обеспечивающем приток потребителей сжиженного газа. Для идентификации проблем «Украинская ассоциация сжиженного газа» совместно с «Консалтинговой группой А-95» провели 18 сентября круглый стол «Украинский рынок ГБО: проблемы и перспективы». На встречу были приглашены производители и дистрибьюторы оборудования, а также причастные к рынку автодилеры.
Одна из основных проблем вскрылась еще до встречи. Таковой стала повальная апатия – перед самой встречей выяснилось, что времени поучаствовать в дискуссии не найдется у пяти из девяти подтвердивших участие компаний. Некоторые даже не удосужились предупредить о своем отсутствии.
Известно, что одним из основных тормозов развития рынка всегда было опасение автолюбителей за безопасность своего четырехколесного друга. Опасения, скажем прямо, небезосновательные, поскольку львиная доля ГБО все еще устанавливается в гаражах. Причину возникающих из-за «левого» сервиса проблем мало кто списывает на свою излишнюю экономичность.
«Во всем виноват газ», – убеждает себя пострадавший и передает эту информацию дальше на автомобильных форумах.
Однако официальные дистрибьюторы, снабжающие портящих репутацию продукта «гаражников», вовсе не стремятся урезать поставки. С одной стороны, это логично, ведь это их основной канал сбыта. С другой стороны более логично было бы продвигаться ближе к потребителю, развивать сеть СТО или следить за квалификацией мастеров-покупателей оборудования. Другими словами, переходить от примитивной перепродажи к деятельности с более добавленной стоимостью. Но это требует средств и желания. Ни одного, ни другого у нынешних участников рынка ГБО в Украине нет, пока только немногие претендуют на большее, чем существующая оптовая наценка. Вот и получается замкнутый круг: «теневики» портят репутацию всему рынку сжиженного газа, но они же есть основным покупателем, а потому никто отказываться от них не хочет.
Большинство довольны сегодняшним состоянием дел, и каких-либо действий по популяризации газа практически никто не предпринимает. Аргументация следующая: экономные автомобили сами перейдут на газ, а на парк более высокого класса не стоит рассчитывать – много комплектов там все равно не продашь.
Вопрос консолидации усилий трейдеров ГБО в вопросе пропаганды перехода на газ также был на повестке дня, но еще во время подготовки к беседе стало понятно, что на общий промоушен согласятся немногие. Половина приглашенных очень живо интересовались списком участников, видимо, чтобы не встретиться за столом со своими оппонентами по рынку. Вероятно, что наличие в списке конкурентов стало одной из причин неявки. Поэтому, думаю, если собрать по всей стране десяток готовых на скромные инвестиции в медиа-поддержку – это будет успех.
Впрочем, я не склонен осуждать нынешних операторов за их апатию относительно продвижения сжиженного газа. Опыт развитых рынков подсказывает, что это дело крупных брендов, присутствующих в Украине. Последние же не спешат консолидировать усилия своих покупателей и продвигать свою продукцию на рынке.
«Рынок мелкий, неинтересный», – аргументируют дистрибьюторы.
Достаточно сказать, что лишь один бренд ГБО имеет в Украине полноценное представительство. И то, чуть больше года. Остальные гиганты этого рынка отдают свою маркетинговую политику в руки небольших дистрибьюторов. В общем, снова замкнутый круг: рынок небольшой, но действий по его увеличению никто не предпринимает…
По итогам общения приходится констатировать, что важнейшая отрасль (от которой сегодня зависит весь рынок сжиженного газа) – на первобытном этапе развития: операторы максимально разрозненны, на рынке преобладает теневой сектор, крупные производители основной продукции – в стороне. Сегодняшняя схема работы точит сама себя. Очевидно, настал момент, когда сжиженный газ исчерпал свою «натуральную привлекательность», и потребителю нужны новые стимулы. А значит, и рынок ГБО требует переосмысления и действий. И для начала ему нужен лидер или какая-то общая движущая сила. Если крупные бренды ГБО все же не займутся пускай и небольшим, но перспективным рынком, за продвижение газа придется браться самим газотрейдерам.
1 октября в Лондоне стартует совмещенный слет Мировой и Европейской ассоциаций сжиженного газа, на котором мы намерены проговорить вопрос развития рынка Украины с ведущими производителями ГБО, понять их отношение к нашему рынку. Эти же вопросы будут вынесены как одни из основных на крупнейшую отраслевую конференцию LPG Ukraine 2013, которую мы проводим 21-22 ноября 2013 г. Я очень надеюсь, что в этой дискуссии примут участие компании из стран с развитыми рынками газа, и в итоге мы сможем применить их опыт в Украине. Я уверен, что этот рынок будет выходить на новые витки развития. Такие этапы проходили все: и ассоциируемый с «ослиной мочой» бензин в какой-то момент стал премиальным топливом, а на когда-то «колхозном» дизтопливе даже в Украине сегодня рассекают спорткары. И подзаборные заправки в какой-то момент сами по себе усопли под натиском лощеных комплексов с удобствами. Эволюцию не остановить!
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти