Большие и не очень, газовые и дизельные, ржавые и белые с красной полосой — буквально заполонившие столицу “бочки” имели одну общую особенность: все они были нелегальными. Без землеотвода, без разрешений, без элементарных огнетушителей. В год этот рынок прокручивал 2,5 млрд грн., из которых около 500 млн грн. должны были принадлежать городу в виде налогов. Минувшей весной мэр Киева Виталий Кличко в своих лучших традициях разобрался с тремя сотнями незаконных объектов, нокаутировав мощнейшую коррупционную систему. Пример столицы уже подхватили в регионах
С 2014 г. Киев буквально задыхается от наплыва нелегальных торговцев топливом. Депутатские группы и комиссии создавались постоянно, хотя благодаря лоббистам и “крышевателям” внутри столичной госадминистрации эффективность их была нулевой. По разным оценкам, “коррупционный” бюджет на чиновников составлял 10-15 млн грн. в месяц. Как говорится, было за что бороться.
И если в “газовой” теме разбирались все, то в доле были лишь немногие. Как теперь стало ясно, кто в ней точно не был, так это мэр Виталий Кличко. Накануне песенного конкурса “Евровидение” он лично возглавил спецоперацию по очистке города от нелегалов. Результат можно считать одним из лучших примеров эффективной работы нынешней городской власти.
“С 25 марта по 10 апреля в столице демонтировано 236 незаконных АГЗП, из которых 205 демонтированы собственниками, а 31 объект — силами города”, — сообщил руководитель аппарата КГГА Владимир Бондаренко. Впоследствии с карты исчезли еще 55 газовых “бочек”.
Подобная акция проводилась лишь в конце 1990-х годов, когда буквально за месяц было закрыто около 200 контейнерных заправок, расплодившихся на каждом углу.
В борьбе с нелегалами Виталий Кличко заручился поддержкой союзников — легальных игроков рынка, которые, по сути, оказались за бортом, не выдержав конкуренции с “подзаборниками”.
Киевская мэрия и Национальная нефтегазовая ассоциация 4 апреля подписали меморандум о сотрудничестве. К соглашению присоединились сети KLO, Shell, AMIC, WOG, “OKKO”, SOCAR, а также крупный оптовый поставщик “БНК-Украина”. Участники рынка взяли на себя техническое и юридическое содействие, в частности предоставили транспорт для безопасного вывоза газа и выделили емкости в своих хранилищах для топлива с демонтируемых объектов.
Беспрецедентная атака властей заставила нелегалов консолидировать усилия. Были и статьи в прессе, и сюжеты на телевидении, и ритуальный ход к горгосадминистрации, Кабмину и Верховной Раде с участием социально активных пенсионеров и студентов… По имеющимся данным, давление на мэра и мэрию с самых неожиданных сторон оказывается по сей день.
Что же заставило Виталия Кличко снова “порхать” и “жалить”? Ключевой тезис — безопасность. Газовые заправки отнесены к высшей категории опасности, и их бесконтрольная работа создавала риск для населения. Но не менее важными были и финансовые соображения.
С 1 января акциз, выделенный центральным бюджетом для местных общин (EUR0,042 за 1 л, или более 1,2 грн.), стал начисляться по количеству литров, зафиксированных в фискальных чеках. Поскольку кассовая дисциплина у “подзаборников” отсутствовала, город своих денег не видел. По расчетам компании “Консалтинговая группа А-95”, в 2016 г. 70% столичного рынка пропан-бутана находилось в тени.
Этот оборот преимущественно обеспечивался за наличные и прокручивался через “налоговые ямы”. Вкупе с неофициальным трудоустройством и неуплатой арендных платежей за землю потери Киева от работы нелегального рынка сжиженного газа в 2016 г. оцениваются более чем в 500 млн грн.
За Киевом подтянулся Днепр. Городской голова Борис Филатов был не менее решительным: за ночь 17 июня эвакуаторы увезли с улиц города 50 АГЗП. Участники рынка уже назвали это событие “Варфоломеевской ночью”.
По состоянию на конец июля демонтированные АГЗП ни в Киев, ни в Днепр не вернулись. Но ставить точку рано. Нелегалы обосновались в пригородах и ждут малейшей возможности вернуться на старые места.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти