Теневой рынок газа бьет не только по госбюджету, но и убивает простых украинцев. Важные выводы из трагедии на стоянке рядом с АГЗП в Кропивницком.
Один погибший, трое в тяжелом состоянии, восемь сгоревших легковушек и десять грузовиков. Такой неполный итог перекачки сжиженного газа на автостоянке в Кропивницком по улице Киевской 27 марта.
Пожар был таким, что не все поверили в подлинность видео. Огненный «гриб» и огромный столб пламени многие сочли за вирусный контент. Однако происходящее было не голливудским спецэффектом, а натуральной демонстрацией физических свойств сжиженного газа.
Всего спасатели зафиксировали семь взрывов. По счастливой случайности сам газовый модуль, расположенный в 100 м от взлетевших на воздух цистерн, остался целым. Заправка на этой стоянке находится давно и поэтому свидетели трагедии поначалу были уверены, что взорвалась именно она. Как выяснилось позднее, возгорание произошло при переливе газа из одной автоцистерны в другую.
Владелец компании-оператора участка, использовавшегося под стоянку, заправочную станцию и перевалку сжиженного газа, уже в суде, инженер задержан при попытке покинуть страну.
Газ — более агрессивен, чем бензин и ДТ
Трагедия заставляет сделать несколько выводов. Во-первых, нужно помнить и понимать, насколько опасное вещество сжиженный газ. Он намного более агрессивен, чем бензин и ДТ. Поэтому требования к его использованию намного строже. Современное оборудование минимизирует угрозу взрыва при своевременном обслуживании и соблюдении хотя бы минимальных норм безопасности.
Но на стоянке в Кропивницком ни о какой безопасности речи не шло: перекачка явно велась кустарным способом. Делать это в неотведенных местах, не говоря уже о заставленной машинами автостоянке, категорически запрещено нормативами. Тем более в темное время суток. Кроме того, взрыв свидетельствует о неисправности емкости — не сработали предохранительные клапаны, через которые в случае резкого повышения давления газ должен был выйти и выгореть.
Во-вторых, трагедия напомнила, что перемещение газа между емкостями — самая опасная стадия его оборота. Это знают и все, кто работает с газом, и МЧСники.
Налив в автоцистерну, слив в АГЗП и другие манипуляции с пропан-бутаном, кроме технологического оснащения, требует правильной подготовки персонала. Заправщики и водители газовозов обязаны пройти серьезную подготовку, чтобы не допустить ЧП или в его случае действовать быстро и четко. Найдите в Youtube как действуют профессионалы при ЧП на заправке: они точно знают, где огнетушитель и как им пользоваться, понимают все технические этапы процесса слива топлива.
Как раз отсутствие надлежащей, а зачастую какой-либо подготовки персонала — одна из самых страшных проблем нелегальных заправок, на которых персонал, как правило, официально не трудоустроен. Приходилось не раз видеть видео, когда на «наливайке» пареньки-заправщики в майках и шлепках бегут от воспламеняющегося автомобиля… А сколько неисправных огнетушителей и предохранительных клапанов было обнаружено во время рейдов спасателей по нелегальным АГЗП Киева.
В-третьих, трагедия еще раз подтвердила, что нелегальный рынок бьет не только по госбюджету, но убивает и калечит простых граждан.
Адепты «свободы малого бизнеса», защищающие это беззаконие, быстро перевели стрелки, мол, заправка ни при чем, и взорвалась не она. Но на этом рынке все понимают, что автоцистерны оказались на стоянке рядом с АГЗП неслучайно. На снимках разной давности автобочки всегда стоят на роковой площадке вперемешку с дальнобойным транспортом. Местные трейдеры говорят, что у бочек и заправки один владелец, а сами цистерны на прицепах давно используются как хранилище-перевалка неучтенного газа.
Неучтенный газовый ресурс или купим «утряску-усушку»
Хранение и перевозка «наличного» газа — неотъемлемый элемент «теневого» рынка. Один из источников — воровство на транспорте. Здесь все поставлено на твердые рельсы. Трейдеры из Днепра и Запорожья, например, рассказывают, что в регионе работают мобильные группы, которые колесят по региону, скупая у водителей газовозов «утряску-усушку». С виду — тентованная фура, а внутри — бочка. В Чернигове, говорят, фиксировали факты слива с автоцистерны… на ходу.
Второй, более крупный источник происхождения неучтенного ресурса — производная различных налоговых скруток. Это когда газ по документам потребляется, но фактически — продается дальше за наличные. Главная выгода — фиктивный НДС.
Но конечный пункт газа из обоих источников один — незаконные АГЗП, где не спросят документы и рассчитаются наличными. Трудно сказать, кто играет первую скрипку — предприятия-оптимизаторы или нелегальные заправки. Махинаторам, «накручивающим» НДС, необходим канал сбыта газа, а владельцам нелегальных АГЗП — источник снабжения, не попадающий в официальный учет. Паззл сложился.
Прокуратура разберется?
Традиционно интересен и другой вопрос: кто еще понесет наказание за случившееся? Например, понесут ли ответственность контролирующие и силовые органы, которые допустили многолетнюю работу рванувшего объекта?
Кто в теме, обратил внимание, как начали переводить фокус с заправки на газовозы представители местной прокуратуры. Открою небольшой секрет: в большинстве регионов, по утверждению местных операторов, нелегальная торговля топливом «крышуется» именно прокуратурами. Поэтому было смешно и грустно, когда осенью прошлого года прокуратурам было поручено зачистить рынок нелегальных заправок. Кого-то тогда закрыли, но в основном «обилетили» и благословили на дальнейшую работу.
В Кропивницком разгул незаконной топливной торговли виден невооруженным взглядом, но только не силовикам. На улице Промышленной, говорят местные трейдеры, функционирует пять нелегальных складов нефтепродуктов и АЗС. Ежедневно сюда и отсюда снуют крупнотоннажные бензовозы и благодарные клиенты, здесь же и заправляющиеся. Взрывы на улице Киевской перемен в ритм движения на Промышленной не внесли.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти