Когда речь заходит об экспертно-аналитической группе, всегда акцентируют внимание на том, что в данном формате происходит равноправный диалог власти и бизнеса. И действительно, с конца 2006 г., после подписания Меморандума между КМУ и представителями крупного нефтяного бизнеса, все проблемные вопросы рынка нефтепродуктообеспечения решались путем диалога.
Таким образом, были установлены приемлемые для всех «правила игры», в том числе и в вопросах ценообразования в розничном сегменте. Эффект от этого не заставил себя долго ждать: понятия «битва за урожай» и «посевная кампания» утратили свой зловещий и тревожный оттенок. Ресурсное наполнение рынка стало достаточным, а цены экономически обоснованными и «прозрачными». Для потенциальных инвесторов стал понятен механизм и сроки возврата инвестиций, а для крупных потребителей отпала необходимость в создании затратных во всех отношениях запасов нефтепродуктов для использования в пиковый период потребления. Но не всех, к сожалению, устраивали такое равновесие и прогнозируемость рынка. При «помаранчевой» власти кто только не пытался ревизировать, а то и вовсе отменить формулу ценообразования.
Тем не менее, формула доказала свою живучесть и продолжает существовать даже после смены «декораций» на властном Олимпе. Равно, как и функционирование самой экспертно-аналитической группы. Казалось бы, все в порядке, но последние события наталкивают на грустные размышления. Создается впечатление, что само функционирование экспертно-аналитической группы претерпело гипертрофированную трансформацию: от формата равноправного диалога к инструменту давления на рынок. Сама же формула и ее расчетный ценовой коридор изменили свою суть из рекомендательных в директивные. Судите сами: 16 июня 2010 г. собирается совещание в Минтопэнерго под председательством заместителя министра И. В. Кирюшина , на котором чиновники Минтопэнерго пытаются «протолкнуть» отсрочку отмены устаревших ДСТУ, позволяющих не проводить модернизацию устаревших НПЗ (три из которых, к слову, находятся в руках ФПГ «Приват»). Вызывает недоумение тот факт, что в начале 2007 г. срок окончания модернизации НПЗ 01.01.2011 г. был определен именно представителями этих НПЗ. Еще тогда многие эксперты высказывали опасение, что И. Коломойский не будет вкладывать десятки миллионов долларов в модернизацию своих НПЗ, а продлит сроки через лоббирование или «покупку» решений судов.
Так оно и получилось в итоге. Теперь государственные чиновники употребляют риторику «государственного подхода» (ведь придется остановить НПЗ с 01.01.2011 г.) и собирают подобные совещания. Более того, несмотря на возражения участников совещания, на свет появляется
Протокол, из которого следует, что все горячо поддерживают идею продолжать и дальше выпускать нефтепродукты по стандартам прошлого тысячелетия. Несложно предположить, что за этим продлением последует и следующее, т.е. за НПЗ группы «Приват» закрепят право «заливать» Украину некачественным топливом пожизненно. И в самом деле, следуя логике «Привата», зачем тратить огромные средства в производство, если оно и так приносит немалые доходы? Проще и дешевле «купить» чиновников или решение суда, что и было продемонстрировано в начале 2010 г., когда КМУ отменил ТУ на пресловутые КБ.
На том же совещании были рассмотрены и вопросы ценообразования в рознице. Обсуждался вопрос «модернизации» на этот раз не НПЗ, а формулы ценообразования. Представители рынка нефтепродуктов выразили свое несогласие, тем не менее
в итоговом Протоколе зафиксировано единодушное «одобрям-с» всех участников совещания, несмотря на возражения и демонстративный уход прямо из зала совещания руководителя «Альянс Холдинга» из-за оказываемого давления чиновников Минтопэнерго. Но и это еще не все:
того же числа в адрес 10 фискальных и контролирующих органов направляется просьба Минтопэнерго осуществить показательную «порку» несговорчивых компаний. Такого, с позволения сказать формата, экспертно-аналитическая группа еще не видела. Это можно было бы расценить как неудачную шутку, но на копии этого письма стоит исходящий регистрационный номер и красуется подпись И. Кирюшина. Хороший же «диалог» получается... Может, власть уже отменила рыночные отношения в Украине, только забыла поставить в известность об этом участников рынка? Мы еще помним 2005 год, когда правительство Ю. В. Тимошенко тоже перешло к директивному ограничению цен на нефтепродукты, но тогда, по крайней мере, это было публично, хотя и привело к остановке двух НПЗ, один из которых (Херсонский) так и не смог «подняться» до сих пор. Какие же последствия этого «диалога» с дубинкой за спиной ожидают рынок, даже трудно предположить. Остается еще слабая надежда, что перечисленные в письме Минтопэнерго органы не кинутся тот час же исполнять «указания» заместителя министра Минтопэнерго «разрывать» несогласных, чтобы те в дальнейшем были сговорчивее. А может быть, позиция министра Ю. А. Бойко относительно методов и средств влияния на рынок не совсем совпадает с позицией (или интересами?!) его заместителя? Что ж, поживем-увидим...
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти