В сентябре потребность рынка в морских поставках ДТ достигнет 195 тыс. т, что является максимальным месячным объемом перевалки импортного топлива украинскими портами за обозримый период. Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на прогнозный баланс рынка ДТ в августе-сентябре 2019 г.
С 1 августа вступила в действие спецпошлина на российское ДТ, импортируемое по нефтепродуктопроводу — крупнейший канал поставок в Украину в последние три года (33% баланса рынка в 2018 г.). В связи с этим, поставки по нему приостановлены.
«На моменте все обстоит неплохо благодаря большим запасам топлива. Но в обозримой перспективе, уже в сентябре, есть риски возникновения серьезной напряженности на рынке в разгар сезона активного потребления», — сообщил enkorr директор «А-95» Сергей Куюн.
Составление прогнозного баланса показывает, что компенсировать выпадающие российские поставки можно за счет двух источников — Беларуси и моря.
В августе белорусские НПЗ нарастят поставки ДТ в Украину до 220 тыс. т, или на 40 тыс. т, но на этом потенциал исчерпан. Остальной объем предстоит привезти по морю: расчеты «А-95» показывают, что в августе будет необходимо 125 тыс. т.
«Много это или мало? Рекорд за последние пять лет без Крыма — 130 тыс. т, которые привезли в октябре 2015 года. Я помню тот период, все трещало по швам, вагонов не хватало, казалось, это предел», — говорит Сергей Куюн.
По его словам, в августе столько топлива может и не понадобиться: сегодня в портах лежит 60–70 тыс. т запасов.
«Основные опасения связаны с сентябрем. На ремонт начнут уходить белорусские НПЗ, они уже сообщили о снижении поставок в Украину (хотя конкретики пока нет). И вот на сентябрь не особо пессимистичный сценарий указывает на необходимость импорта по морю 195 тыс. т. Таких задач никогда не было и можно ли их выполнить, неизвестно», — уверен директор «А-95».
Самортизировать эффект от остановки «ПрикарпатЗападтранса» могут железнодорожные поставки через трубопроводный терминал в Гомеле (Беларусь) и ж/д-поставки из России через погранпереход «Тополи» (Харьковская обл.).
Мощность перевалки в Гомеле точно неизвестна. «Одни говорят, что больше 120 тыс. т не выгрузят, другие, что ранее этот пункт переваливал более 200 тыс. т. на Вентспилс (порт в Латвии)», — отмечает С.Куюн.
На текущий момент нет ясности со вторым источником поставок ДТ из РФ — компанией «Укрэнерджи».
«Официально компания вообще не видит себя уже в августе, она не получила разрешения российских властей. Но есть и те источники, которые наоборот пророчат этому игроку расцвет в Купянске (базис крупнооптовой торговли в Харьковской обл. – ek)», — говорит С.Куюн.
Кроме того, по мере истощения запасов, будет продолжать расти цена, что приблизит момент, когда поставки по трубопроводу с учетом пошлины вновь станут рентабельными.
«Как видим, вопросов и переменных много. Ясно пока лишь то, что в текущем состоянии «Укрзализныця» не вытянет растущий импорт по морю. Этот вопрос уже на повестке дня Мининфраструктуры, но, как говорят источники, особой прыти железнодорожники не проявляют. Ситуацию уже необходимо мониторить в ежедневном режиме, так как сентябрь обещает быть жарким», — резюмировал С.Куюн.
Фактический и прогнозный баланс дизтоплива в 2018–2019 гг.
Источник поставки |
Август 2018 |
Август 2019 |
Сентябрь 2018 |
Сентябрь 2019 |
Внутреннее производство |
68,6 |
60,0 |
60,7 |
60,0 |
Россия (Proton Energy) |
240,0 |
120,0 |
222,0 |
120,0 |
Россия (Укрэнерджи) |
15,3 |
30,0 |
17,2 |
30,0 |
Беларусь |
231,5 |
220,0 |
186,7 |
150,0 |
Литва |
35,6 |
45,0 |
40,9 |
45,0 |
Морской транспорт |
38,2 |
125,0 |
55,6 |
195,0 |
Баланс дизтоплива |
629,2 |
600,0 |
583,1 |
600,0 |
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти