Главным препятствием для увеличения загрузки Кременчугского НПЗ стала проблема реализации бензина. Для успешных его продаж «Привату» необходимо договориться с крупнейшими автозаправочными сетями и предлагать условия лучше, чем в их текущих контрактах, а также гарантировать выполнение поставок, пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в своей статье «Бензин на пути большой нефти» для «Зеркало Недели. Украина».
«Именно бензин можно считать главным препятствием на пути увеличения загрузки НПЗ, в частности, «Укртатнафты», как крупнейшего производителя. На протяжении первого полугодия завод был буквально залит бензином (по данным нескольких источников, запасы достигали 40 тыс. т), что заставило снизить загрузку до минимального уровня переработки в 5 тыс. т нефти в сутки. По ходу сезонного увеличения потребления запасы удалось распродать, но всем очевидно, что сильно нарастить переработку завод не сможет, пока не решит проблему со сбытом избыточного продукта», — пишет директор «А-95».
Автор отмечает, что группа «Приват» всегда занималась закупкой и производством топлива для собственной розничной сети. «Теперь избыток продукта заставляет идти на рынок, где нужно беседовать с конкурентами. А с ними крупнейший игрок рынка привык конфликтовать, а не сотрудничать», — пишет Сергей Куюн.
Эксперт отмечает, что с 2017 г. завод пробует работать по долгосрочным формульным контрактам, но, как показывает прошедший год, особых успехов нет. НПЗ имеет контракт с «Альянс Ойл Украина», которая эксклюзивно обеспечивает топливом сеть Shell с оптовой компанией «Альянс Энерго Трейд», а также WOG, который закупает до 10% розничных продаж бензина.
«Успешность работы с «Альянс Ойл Украина», а также опыт WOG, подсказывают один из методов улучшения продаж — привлечение сторонних оптовых компаний, которые могли бы выступить посредниками между «Приватом» и рынком. Одной из таких структур могла бы стать компания из орбиты «Нафтогаза Украины», что, безусловно, добавило бы контрагентам уверенности в торговом партнере», — пишет директор «А-95».
С.Куюн утверждает, что сопоставление производственных возможностей Кременчугского НПЗ и сбытовых сетей показывает, что для успешных продаж бензина «Привату» необходимо договариваться с крупнейшими автозаправочными сетями — ОККО, WOG, AMIC, Glusco, «БРСМ-Нафта», Socar.
«Но для этого нужно предложить условия лучше, чем в их текущих контрактах и железобетонные гарантии поставок. Если договориться о 25%-м снабжении бензином перечисленных сетей, можно увеличить годовую переработку на 600 тыс. т нефти, или на те же 25% к 2017 г. (или до 3 млн т)», — отмечает автор, — «Приватовцы» это понимают, но пока очень вяло приглашают пообщаться в Женеву, не делая особо любопытных предложений. А так «слона» не продашь…».
При этом параллельно с вялыми переговорами с участниками рынка, «Приват» не оставляет попыток поменять правила под себя, требуя ввести квоты на импорт, пересмотреть акцизы или удешевить нефть подконтрольной ему полугосударственной «Укрнафты».
«Судьба украинской нефтепереработки находится в руках группы «Приват». Но позиция крупнейшего игрока до конца неясна. Налицо утрата былого куража и креативности вместе с нежеланием сильно тратиться на модернизацию своих активов. Возможно, накладывает свой отпечаток в целом ослабление веса Игоря Коломойского после национализации Приватбанка, утраты контроля и работоспособности ряда крупных предприятий, прежде контролируемых группой «Приват». Очевидно также олигархическое тяготение к административному перекраиванию рынка, а также к работе за счет госкомпаний, вместо кропотливой и ежедневной работы с клиентами и потребителями», — резюмирует автор.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти