Компания ТНК-ВР решила остановить работу принадлежащего ей Лисичанского НПЗ с 1 марта 2012 г. Об этом OilNews сообщили источники, знакомые с ситуацией.
«Планируется остановка на год», – говорит наш собеседник.
По его данным, в декабре и январе НПЗ суммарно получил $20 млн убытков, примерно такой же месячный результат ожидается в марте. Одновременно, по данным источника в «ТНК-ВР Коммерс», будет максимально сокращен штат всех единиц ТНК-ВР в Украине.
«Все текущие вакансии уже закрыты, людям, которые уже прошли собеседование и которые должны были приступить к работе, уже отказали», – рассказывает сотрудник «ТНК-ВР Коммерс».
Российская газета «Коммерсант» в своем сегодняшнем выпуске сообщает, что ключевой причиной остановки завода является требование российских властей зафиксировать цены на нефтепродукты в предвыборный период, несмотря на повышение акцизов с нового года и наблюдающийся рост цен на нефть.
«С 1 января акцизы на нефтепродукты в России выросли в среднем на 1,2 руб. с 1 л. Но нерентабельность толлинговой схемы работы Лисичанского НПЗ стала очевидной, после того как нефтяникам в административном порядке запретили повышать до выборов розничные цены на топливо – такое указание дал вице-премьер Игорь Сечин в конце января, – пишет «Коммерсант». – Ежемесячно по толлинговой схеме на Лисичанском НПЗ перерабатывалось 300 тыс. т нефти, полученные нефтепродукты в основном поставлялись в южные регионы России».
«Но в текущей ситуации, с учетом введенной в октябре прошлого года системы «60/66», экспорт нефти стал выгоднее», – говорит собеседник газеты.
При этом издание со ссылкой на свои источники сообщает, что ТНК-ВР пока не планирует продавать «ЛИНИК».
В 2011 г. ТНК-ВР неоднократно заявляла об убыточной деятельности «ЛИНИКа» на внутреннем рынке. По мнению компании, это вызвано неравной конкуренцией с импортными нефтепродуктами, в частности из стран Таможенного союза. Одним из выходов из этой ситуации стала переработка давальческой нефти с последующей отгрузкой топлива в Россию. Предприятие давно практиковало эту схему, но с мая 2011 г. по ней стали перерабатывать до 80% объемов. Одновременно компания через Минэнергоугля инициировала специальное расследование с целью введения пошлин или квот на поставки импортных нефтепродуктов. В конце декабря 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле прекратила данное расследование, не обнаружив причин для введения ограничений на импорт.
По мнению экспертов и участников рынка, неконкурентоспособность «ЛИНИКа» вызвана как объективными, так и субъективными факторами. Среди первых – неблагоприятная ситуация в нефтеперерабатывающем секторе по всему миру, вызванная спекулятивной дороговизной нефти и низкой стоимостью нефтепродуктов из-за плохой экономической ситуации в Европе и США. В этой связи многие НПЗ по итогам последних лет фиксируют убытки, не менее 150 НПЗ после кризиса были вынуждены закрыться или перепрофилироваться в нефтебазы.
Что касается субъективных факторов, то к ним, прежде всего, относятся крайне низкие инвестиции в углубление переработки на «ЛИНИКе». В частности, последняя технологическая установка на заводе была введена в 2005 г., а основная масса мероприятий была направлена на улучшение качества нефтепродуктов, энергосбережение и экологическую безопасность, что не имеет решающего значения для экономической эффективности производства. Несмотря на это, «ЛИНИК» последним из представленных на рынке Украины предприятий перешел на стандарт Евро-4 по бензинам (с 1 июля 2011 г.), хотя был первым, кто наладил промышленное производство евродизеля (2007 г.). Кроме этого, по мнению экспертов, неблагоприятно влияют на деятельность Лисичанского НПЗ и особенности внутреннего рынка нефтепродуктов Украины, в частности большая доля контрабанды и фальсификата и отсутствие государственного контроля качества нефтепродуктов с 2007 г.
На данный момент ТНК-ВР отдает приоритет инвестициям в свои российские предприятия. Как сообщалось ранее, программа развития Саратовского НПЗ предусматривает освоение в 2012 г. около $200 млн, тогда как для «ЛИНИКа» компания планирует выделить $250 млн на ближайшие 5 лет.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти