Параллельно происходит снижение котировок нефти сорта Brent, к которым привязана российская Urals. Этот процесс ускорился после снижения Международным валютным фондом (МВФ) прогноза по темпам роста мировой экономики в 2014 году до 3,3 с 3,4%, а в 2015-м – с 4 до 3,8%. Вероятность рецессии в еврозоне при новом сценарии составляет 40% против 20%, на которые в МВФ рассчитывали в апреле с.г.
Вслед за МВФ Управление энергетической информации США (EIA) снизило прогноз роста мирового спроса на нефть на 100 тыс. барр./сут. – до 1,24 млн барр./сут. Параллельно, эксперты EIA уменьшили прогнозную среднегодовую цену сорта Brent со $103/барр. до $101,67/барр. По их мнению, несмотря на снижение добычи, цены на нефть будут падать и дальше.
Ухудшение прогнозов по спросу на нефть сопровождается спекуляциями об угрозе «ценовой войны» между странами-участницами ОПЕК. Напомним, что нефтяной картель обеспечивает около 40% мировых поставок «черного золота». Однако рынок углеводородов сжимается, на нем появляются новые игроки, поэтому конкуренция между поставщиками нефти обостряется.
В конце ноября в Вене состоится встреча министров стран-участниц ОПЕК, на которой может быть рассмотрен вопрос о сокращении добычи с целью вернуть котировки нефти на уровень $100/барр. Однако по информации инсайдеров на сегодняшний день среди чиновников нет единого мнения по этому вопросу. Так, Саудовская Аравия с 1 октября снизила цену по азиатским контрактам на 1,2 доллара до 90,02 доллара за баррель. В среду нефтетрейдеры рассказали Platts, что анализ фьючерсного рынка дает основания ждать еще одного раунда снижения отпускных цен Саудовской Аравии – в пределах 0,7-1,0 доллара за баррель.
На этом фоне министр нефти Венесуэллы Рафаэль Рамирес объявил, что страна подготовила предложения по предотвращению дальнейшего снижения цен и вынесет их на ноябрьскую сессию ОПЕК. За сокращение поставок и повышение котировок выступает и Иран – бюджет этого государства сверстан на прогнозных среднегодовых ценах нефти на уровне $100/барр. Но и тут есть подводные камни. Официально министр нефти Ирана Биджан Намдар Занганех заявил, что «действия отдельных стран по снижению цен на свою нефть не могут рассматриваться как война за понижение глобальной цены». Однако не названный инсайдер опубликовавшего данную цитату агентства Mehr в Государственной нефтяной компании Исламской Республике заявил: «Иран продолжит поставлять нефть по цене, которая определяется рынком, и не планирует вступать в ценовую войну, которую начали саудиты».
Чем продиктовано неожиданное решение Саудовской Аравии? Financial Times выдвигает конспирологические версии, объясняющие его.
Версия первая: саудиты договорились с США о начале ценовой войны для того, чтобы усилить давление на зависимую от экспорта углеводородов экономику России в условиях политического кризиса на Украине. Эта теория имеет право на жизнь, поскольку нефтяные котировки уже опустились до уровня, который не позволяет России пополнять Резервный Фонд и заставил крупнейшие НК северного соседа обратиться к правительству РФ за финансовой помощью.
Версия вторая: с помощью ценовой войны саудиты намерены обанкротить американские компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти. Трансформация США из крупнейшего импортера в крупнейшего экспортера нефти стал одним из важнейших факторов снижения нефтяных котировок.
В то же время, дорогостоящие американские сланцевые проекты могут приносить прибыль при стоимости нефти $90/барр., уверены эксперты рейтингового агентства Fitch. По их мнению, критичной для добычи сланцевой нефти ценой «черного золота» будут $80/барр. – если котировки опустятся ниже, разработка месторождений сланцевой нефти станет убыточной. Исходя из этого, они предсказывают падение стоимости нефти до уровня $75-80/барр.
Однако с такими выводами согласны не все.
Так, профессор Кембриджского университета Дэниэл Ергин заявил: «Цены на нефть определяются фундаментальными факторами – соотношением спроса и предложения. С 2008 года добыча нефти в США выросла на 70% и продолжает расти. Похожая динамика и у других поставщиков. Темп роста поставок из стран, не входящих в ОПЕК, в этом году будет на 50% выше, чем темп роста спроса. И лидировать будут США. Кроме того, несмотря на хаос в Ливии, добыча в стране также растет». По его мнению, в таких условиях геополитика утратила прежнее влияние на нефтяные котировки.
Управляющий инвестфонда Templeton Emerging Markets Марк Мобиус, специализирующийся на инвестициях в развивающиеся рынки, не исключает как более глубокого падения, так и возврата котировок к $100/барр. «Очевидно, что нефть может снова подняться выше 100 долларов за баррель. Но когда мы смотрим на сырьевые котировки, то понимаем, что все возможно. Если нефть упадет до $60/барр., то ненадолго. Спрос в мире на энергетические ресурсы и в частности, на нефть, все-таки растет. Также нужно помнить, что стоимость нефти в американских долларах – это не то же самое, что стоимость нефти в других валютах. Доллар укрепляется, поэтому нефть для США становится дешевле, а для других стран – дороже».
Таким образом, международный нефтяной рынок вошел в зону неопределенности и его перспективы пока не понятны даже экспертам.
По материалам иностранных СМИ
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти