У початок

Россия: топливо под 40% годовых

Независимые российские НПЗ и АЗС получили в 2015 г. две новые угрозы бизнесу: налоговый маневр и рост ставок по кредитам. Теперь нефтяным компаниям РФ выгодней загружать собственную переработку, а «свободную» сырую нефть экспортировать. Независимым заправщикам приходится занимать средства на закупку топлива по 28–50% годовых.

Об этом пишет RBC Daily.

После вступления в силу 1 января налогового маневра независимым владельцам автозаправок и ряду малых и средних НПЗ грозит разорение. Об этом РБК рассказала председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор консалтинговой компании «Инфотэк-консалт» Наталья Шуляр. Владельцы АЗС из различных регионов России жалуются на рост банковских процентных ставок по кредитам для бизнеса с 15–20% до 28–50% и трудности с получением займов.

По расчетам «Инфотэк-консалт», из-за последствий налогового маневра, подразумевающего рост НДПИ и снижение экспортных пошлин, в 2015-м и отчасти в 2016 гг. в зоне риска в результате маневра окажутся 12 НПЗ. Из-за новой налоговой политики маржа нефтепереработки упадет с $50 до $20 с тонны, прогнозировал ранее последствия налогового маневра заместитель министра финансов Сергей Шаталов, а снижение пошлин на экспорт сырой нефти делает вывоз сырья выгодней его переработки.

Шуляр прогнозирует также снижение уровня прокачки нефти на НПЗ внутри России и падение доходов «Транснефти» от оказания подобных услуг.

Владельцы независимых АЗС отмечают, что по их бизнесу пока ударили не столько налоговый маневр, сколько падение курса рубля и резкий рост процентных ставок по кредитам. Алексей Данильченко, директор трейдинговой компании TransOil (филиал в Санкт-Петербурге) отмечает, что банки закрывают действующие кредитные линии буквально в один день, не соблюдая правила договоров о предупреждении клиентов минимум за десять дней до предполагаемого изменения условий кредитования. «В среднем по Москве и Санкт-Петербургу новая ставка кредитов для бизнеса, в том числе для топливных компаний, составляет 26–28%, в Казани – до 50%. Причем компания, которая недавно работает на рынке, практически не имеет шансов получить кредит», – говорит он.

В выигрышной ситуации оказались лишь компании, не первый год работающие на рынке и кредитовавшиеся в крупных известных банках. «Сбербанк и Райффайзенбанк не меняли кредитные ставки по ранее выданным длинным кредитам. Хотя и у них овердрафты без залога теперь закрыты. Нас предупредили заранее, что через месяц ставка кредита изменится, так что компания успела приготовиться к новым ставкам», – рассказала РБК Анжела Братковская, начальник отдела маркетинга Европейской трейдинговой компании (ЕТК) (ведет оптовую торговлю нефтепродуктами белорусского производства в РФ). Она подчеркнула, что их компания, как и большинство крупных участников рынка, включая нефтяные компании, работает со своими покупателями по стопроцентной предоплате. «Кризис условия работы не изменил. Однако многие независимые владельцы АЗС ссылаются на нехватку денег из-за закрытия банками действующих кредитных линий. Мелкие игроки жалуются на трудности: берут очень маленькие партии товара в мелком опте, приобретают часто, но по чуть-чуть», – отмечает Братковская.

По данным Московской топливной ассоциации, на сегодня в столице РФ работает 690 АЗС, из которых 65% принадлежит независимым трейдерам, остальные 35% – вертикально интегрированным нефтяным компаниям. По московской области ситуация иная – из 1300 работающих здесь АЗС независимым трейдерам принадлежит только 40% заправок.

(Публикуется с сокращениями)

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти