У початок

Россия ищет способы стабилизации внутреннего топливного рынка

Правительство РФ ищет способы обеспечить стабильность внутреннего рынка топлива, сообщил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Очередная компенсация нефтяникам за внутренние поставки, так называемый демпфирующий механизм, невозможна, передают «Ведомости» со ссылкой на «Интерфакс».

У ведомств есть разные предложения, но снижение акцизов на топливо в 2019 г. не обсуждается, добавил российский чиновник. С января 2019 г. акциз должен вырасти в 1,5 раза — до 12 314 руб./т. Это может привести к резкому увеличению цен на бензин, предупредила Счетная палата в своем заключении по проекту федерального бюджета.

Этой весной цены на бензин и дизтопливо резко подскочили в России из-за повышения акцизов, увеличения привлекательности экспорта, роста спроса и традиционного ремонта на НПЗ. Рост удалось остановить в июне, после того как правительство обещало нефтяникам снизить акцизы, а те в свою очередь — сдерживать цены.

Одновременно в текущем году российское правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015-м налоговый маневр в нефтяной отрасли — постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и повышение НДПИ. Заводы опасаются, что это ударит по переработке нефти и приведет к росту внутренних цен на сырье (они определяются как разница между экспортной ценой и экспортной пошлиной, а также расходами на транспортировку). Законом была предусмотрена компенсация НПЗ за поставки на внутренний рынок: 60% от разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой — 56 тыс. руб./т бензина и 50 тыс. руб./т дизтоплива. Однако нефтяники просили увеличить компенсацию на 230 млрд руб., — до 630 млрд руб. в 2018 г., и правительство их поддержало. По словам Сазанова, уже оформлены соответствующие поправки — фиксированная цена бензина составит около 50,4 тыс. руб./т, дизтоплива — 45 тыс. руб./т.

«Дальнейшее снижение демпфера или акцизов не сработает, товар вымоется и уйдет на экспорт. Налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали», — пояснил директор налогового департамента Минфина РФ. А введение заградительной экспортной пошлины при росте внутренних цен убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ. Какие новые меры рассматривает правительство, Сазанов не сказал.

Завтра, 24 октября, ситуацию на топливном рынке обсудит с нефтяниками вице-премьер Дмитрий Козак. Представители Козака и Минэнерго отказались комментировать вопрос до совещания. Уполномоченные Минэкономразвития, ФАС и нефтяных компаний не ответили на вопросы «Ведомостей».

Крупные нефтяные компании пока не повышают розничные цены на АЗС. Независимые заправки, хотя и не договаривались с правительством о замораживании цен, также были вынуждены их не повышать, чтобы не терять клиентов. Но осенью они постепенно начали отпускать цены, поскольку топливо дорожает в опте: с начала сентября цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросли на 6%. Российский топливный союз (объединяет независимые АЗС) в конце августа просил правительство принять меры, чтобы не допустить очередного роста цен на топливо. По оценке союза, повышение с нового года акцизов и НДС может привести к увеличению оптовой цены 1 л бензина на 4,4 руб. Топливо в рознице будет равномерно дорожать, говорит младший директор Fitch Вячеслав Демченко: к концу 2018 г. средняя цена на Аи-92 на московских АЗС может вырасти примерно на 3 руб., — до 45 руб./л.

При сохранении высоких цен на европейском рынке демпфирующий механизм компенсирует 80% потерь нефтяников от поставок на внутренний рынок вместо экспорта, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. «Это поможет удержать рост розничных цен на топливо в пределах инфляции, но нельзя бесконечно работать в убыток — в перспективе требуются дополнительные меры», — добавляет он. По его мнению, оптимальным механизмом является плавающий акциз: снижается при высоких ценах на нефть и растет при низких. Но тогда денег могут недосчитаться дорожные фонды, финансируемые за счет акцизов.

При текущих рублевых ценах на нефть уже одобренных мер действительно может оказаться недостаточно, согласен Демченко. «Необходимо обеспечить адекватную маржу переработке и рознице. Вопрос в том, заплатит ли за это бюджет или нефтедобывающие компании», — сказал он.

Как сообщал enkorr, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила правительству с 1 января 2019 г. сохранить акцизы на бензин и дизтопливо на текущем уровне.

Решение об увеличении акцизов на бензин (+3,7 тыс. руб./т) и дизтопливо (+2,7 тыс. руб./т) с 1 января 2019 г. российское правительство приняло в августе.

Справка enkorr

На фоне налогового маневра в России резко возросли цены на топливо. Так, стоимость авиакеросина по итогам первого полугодия увеличилась на 18–20% (по мнению замминистра транспорта Александра Юрчика — на все 30%). Розничная цена на сжиженный углеводородный газ повысилась за январь-август на 31,8%. В годовом сопоставлении за первые 7 месяцев текущего года бензин в России подорожал на 9,2% (к декабрю 2017-го).

В Украине на данный момент акциз на бензин составляет €213,5/1000 л, на ДТ — €139,5/1000 л, на СУГ — €52/1000л, на авиакеросин — €21/1000 л. Летом 2018 г. крупнейший производитель нефтепродуктов компания «Укртатнафта» обратилась к Министерству экономического развития с предложением привести акцизы на бензин и ДТ к единой ставке в €164/1000 л и поднять акциз на СУГ до €87/1000 л.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти