У початок

Petroleum X: дневник конференции. День первый

Начала работу главная международная конференция Petroleum X — центральное место встречи элиты украинского рынка нефтепродуктов. Ожидается, что в конференции примут участие более 240 делегатов, представляющих 135 коммерческих организаций из 20 стран. С учетом гостей, спикеров и организаторов общее количество участников достигнет 300 человек.

Программа мероприятия включает восемь сессий, посвященных ключевым трендам современного топливного рынка — его проблемам и возможностям.

Партнерами Petroleum X выступили Proton Energy Group, WOG, ОККО, «Укргаздобыча», PKN Orlen, «Альянс Энерго Трейд», «Альфа Банк Украина», Страховая компания «Гештальт» и другие.

enkorr ведет текстовую трансляцию конференции.

18:20 Первый день Petroleum X завершен. Участники конференции отправились на вечеринку в Buddha-bar.

18:10 Панель рынка природного газа своим докладом закрыл начальник департамента учета газа Региональной газовой компании Сергей Бондарь. Он рассказал об особенностях работы газораспределительных компаний (облгазов), инновациях в работе информационной платформы и новых подходах к решению проблемы учета потребляемого в стране природного газа.

17:55 О роли биржи в формировании рынка природного газа рассказал заместитель главы биржевого комитета УЭБ Алексей Ластовец. «Биржа —  это равноудаленный орган, который гарантирует выполнение сделок. Мы считаем, что объем биржевого рынка природного газа до 2030 года может достигнуть 60% в рамках восточно-европейского и украинского газового хаба», —  говорит А.Ластовец.

«Наша цель создать ликвидный внутренний индекс природного газа», —   резюмировал Ластовец.

17:35 «Рынок природного газа в сегменте промышленности сейчас либеральный и очень конкурентный. Мы видим много иностранных участников. В 2017 году «ЭРУ Трейдинг» стала самым крупным частным импортером газа в Украину. Думаю мы будем крупнейшим поставщиком и по итогам этого года», —  сказал коммерческий директор «ЭРУ Трейдинг» Ярослав Мудрый. 

Тем не менее он отметил, что ожидания, которые были у многих иностранных компнаний несколько лет назад в итоге не совсем оправдались. «Да, рынок стал еще более конкурентным. Для иностранных компаний, которые пришли в Украину, конкуренция не является настолько емкой, как это им казалось два года назад», —  говорит соучредитель «ЭРУ Трейдинг».

По его мнению, следующим сегментом, который будет либерализован, могут быть предприятия ТКЭ. По итогу 2017 г. предприятия ТКЭ потребили около 5,6 млрд куб. м.

17.15. Первый день  Petroleum X закрывает тема природного газа, которая в этом году впервые вынесена отдельным блоком мероприятия.

16:25 В ближайшее время 23% всех автомобилей будут работать на электрической энергии — Fuels Europe. 

«До 2040 года мы предполагаем, что практически все машины, которые будут продаваться, будут использовать электроэнергию — это будут электромобили. И мы понимаем, что количество традиционных автомобилей уменьшится. Мы предполагаем, что 23% автомобилей в ближайшем будущем будут работать на электрической энергии», —  сообщил Ален Матурен, директор по коммуникациям Fuels Europe.

«Мы понимаем, что перевод на электромобили — это вовсе не решение одного дня, поскольку это связано с определенными физическими аспектами. Мы понимаем, что жидкие топлива нового поколения безусловно помогут нам решать много проблем в будущем»,  — добавил Ален Матурен.

15:50 С 1 января 2020 г. во всех акваториях требование к содержанию серы в судовом топливе снизится с 3,5% до 0,5%. «Это полностью изменит всю картину мировой нефтепереработки. Для судоходных компаний — это вопрос, какой вид топлива использовать, устанавливать ли скрубберы, строить ли новые танкеры на СПГ (сжиженный природный газ). НПЗ также будут озадачены поиском новых схемам нефтепереработки, которые в новых условиях будут самыми оптимальными», — отмечает Павел Щеглов, менеджер по развитию бизнеса Argus Media.

Тот объем высокосернистого мазута, который сейчас используется в бункеровке, вероятнее всего будет замещен дизельным топливом. Цена мазута упадет до $100/т, ДТ будет составлять около $600/т. «Эти изменения повлечет рост ставок фрахта и стоимость транспортировки существенно вырастит», - отметил Павел Щеглов.

По его оценке, ужесточение требований к судовому топливу полностью изменит структуру выпуска топлива НПЗ. «К 2020 г. нас ожидает рост цен на светлые нефтепродукты и понижение стоимости мазута», — резюмировал он.

15:35 Опытом создания и функционирования системы минимальных запасов нефтепродуктов в Литве делится руководитель коммерческого отдела Klaipedos Nafta Гиедрюс Сабаляускас.

По его словам, годовую задачу по объемам и номенклатуре запасов нефтепродуктов устанавливает Министерство энергетики Литвы. При этом за накопление нефти и нефтепродуктов ответственность несет государственное предприятие Литовское Агентство по нефтепродуктам и назначенные предприятия (при условии, что количество переработанных, изготовленных, импортируемых или ввезенных ими количество нефтепродуктов или нефти превышает 100 тыс. т в год). Предприятия имеют право все или часть своих обязательств передать агентству.

Он также рассказал, что накопление запасов нефтепродуктов в Литве осуществляется в расчете на 90 дней по среднему чистому импорту за один день.

15:20 Во время дискуссии руководитель фискального комитета НАУ Неля Привалова отметила, что Ассоциация против возложения на бизнес обязательства финансировать создание этого запаса. «Мы считаем, что финансирование 100% создания и функционирования должно осуществляться за счет средств государственного бюджета путем перераспределения акцизного налога без повышения его ставок. Мы презентовали комплекс мер по детенизации рынка и повышения доходов бюджета за счет уплаты налогов  нелегальным сегментом рынка. Это позволит привлечь дополнительно 10 млрд грн», — отметила Неля Привалова.

В ответ Вадим Мосийчук сообщил, что Госрезерв обеспечил открытый и прозрачный процесс разработки концепции и законодательства, в который были вовлечены в том числе представители НАУ. Также Мосийчук отметил, что Госагентство готово к обсуждению этого вопроса.

15:00 Началась 3 сессия  Petroleum X, которая посвящена Европейской практике регулирования рынка нефтепродуктов. Первым со своим докладом на тему создания  минимальных запасов нефти и нефтепродуктов выступает  председатель Государственного агентства резерва Украины Вадим Мосийчук. Эта тема уже подымалась в ходе обсуждения на первой сессии со стороны представителей НАУ, которые поддали критике предложенную Госрезервом концепцию.

«Согласно плану, первая закладка нефтепродуктов в рамках формирования минимального запаса будет где-то 250 тыс. т. Рассчитываем, что она будет под конец следующего года», —  отметил Вадим Мосийчук.

14:10 Маркетинг-директор столичной сети АЗК KLO Денис Базанов поделился опытом реализации фирменного бензина Shebel. «Мы имеем очень позитивный опыт сотрудничества. Несмотря на то, что продажи бензина идут вниз, по Shebel мы видим плюс», —  сказал Д.Базанов.

14:00 «Укргаздобыча» продолжает придерживаться концепции увеличения доли реализации через TERM-контракты. «Мы пытаемся продавать максимальный объем в TERM и зарабатывать спотовую маржу на оставшиеся объемы», —  отметил коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко. В октябре компания планирует провести еще одни дополнительные торги бензинами и ДТ с поставкой в 2019 г.

Также «Укргаздобыча» планирует нарастить выпуск дизельного топлива, рынок которого продолжает увеличиваться. «Дизельного топлива будем делать немножко больше. Мы, мягко скажем, хорошо конкурируем с другими производителями дизтоплива», — подчеркнул Сергей Федоренко.

13:50 Главный управляющий директор Glusco отметил, что борьба за клиентов на АЗС еще сильнее выросла. «Если раньше были одна-две маркетинговые акции, то сейчас мы проводим 10-14 акций одновременно, которые направлены на разные показатели. Доля акционных продаж выросла в шесть раз и составляет около 20%», — говорит менеджер Glusco.

Он добавил, что наиболее экспериментальной и сложной была акция «колонка самообслуживания». «Культура самообслуживания в Украине еще не прижилась, но по АЗК в Европе мы видим, что это нормальное явление, когда клиент приезжает на заправку, сам заправляется и получает скидку за это. Мы провели этот эксперимент и довольны результатом», — подчеркнул Виталий Вандыч.

13:35 Виталий Вандыч раскрыл значение названия Glusco и почему оно было выбрано. «Собственник компании и его друзья, которые были привлечены к созданию компании, решили сложить слово из первых букв имен своих детей, так и получилось сочетание «Glus». А «co» —  это универсальное обозначение слова «компания». Так и появилось название Glusco.

«Когда вкладываешь в название самое дорогое, конечно это отражается на отношении к бизнесу, поэтому у собственника есть огромное желание написать историю успеха своей компании», — уверен менеджер компании.

Также он рассказал, что символизирует логотип сети Glusco. «Треугольник символизирует энергию и драйв. Группа из 4 треугольников — это стремление компании отказаться от линейного развития и постоянный поиск новых направлений. Ромб вокруг треугольника —  это символ единения, философии и действий кампании. Это также своеобразный щит, который охраняет главные ценности компании», —  сказал В. Вандыч.

13:25 Главный управляющий директор «Глуско Ритейл» Виталий Вандыч представил сеть АЗК Glusco, а также рассказал о принципах работы сети. «Glusco пришла в Украину, чтобы эффективно развивать и развиваться. На данный момент компания располагает 10 АЗК в новом формате, 113 АЗК в старом формате, 3 действующими нефтебазами, 26 бензовозами, 10 толивозаправочниками и 1 бункеровщиком. Еще 4 АЗК находятся на реконструкции, 4 АЗК и 5 нефтебаз законсервированы».

13:20 «У нас нет цели увеличивать долю на рынке Украины в ближайшие 1-2 года. Мы хотели бы постепенно улучшать наше присутствие на рынке», —  говорит Ярослав Шалински. Он напомним, что прекращение поставок ДТ из польских НПЗ концерна на украинский рынок связано с ситуацией на внутреннем польском рынке, где после ликвидации серых схем поставок, возник дефицит дизельного топлива. «Мы минимизировали поставки топлива в Украину, но это не было нашей стратегией», — отмечает Я. Шалински.

Он подчеркнул, что Украина  для Orlen Lietuva —  очень важный рынок, вместе с рынками прибалтийских стран. «Мы планируем развиваться на украинском рынке в будущем», —  заявил член правления Orlen Lietuva.

13:00: Orlen готов обсуждать организацию поставки каспийской нефти на НПЗ группы через Украину. «Мы должны обсуждать, как организовать логистику этих поставок. Если она будет работать хорошо, у нас не будет никаких препятствий, чтобы начать сотрудничество по каспийской нефти. Мы открыты обсуждать эти вопросы со всеми заинтересованными сторонами. Уже проходили первые переговоры, но они имели начальный характер. Для нас очень важно иметь эти обсуждения со всеми участниками рынка», —  сказал Ярослав Шалински.

12:45 «Доля PNK Orlen на польском рынке составляет 55%, в станах Балтии — 75%», — говорит член правления Orlen Lietuva Ярослав Шалински.  Компания производит более 50 продуктов нефтепереработки и нефтехимии, которые реализуются в 60 стран мира. «Мы занимает позицию крупнейшей компании в Центральной и Восточной Европы», — отметил Я.Шалински.

12:30 Вторую сессию открывает Ярослав Шалински, член правления  Orlen Lietuva, с презентацией о тенденциях мирового рынка нефти.

12:10 Закончилась первая панель, работа конференции перетекла в кулуары.

12:00 «Мы знаем, что это прилетело от черного рынка», — ответил Президент «Галнафтогаза» Виталий Антонов на вопрос кто стоит за обысками в офисах компаний и скандалом со строительством АЗС на ул. Ревуцкого в Киеве.

«Почему? Потому что в Ассоциации мы занимаем очень активное участие в борьбе с этими левым заправочными станциями», — отметил президент «Концерна Галнафтогаз».

«Около года назад мы ликвидировали около 300 незаконных пунктов. И тогда мы дали свою технику для выкачки газа и всего остального. И процесс был успешен. Такому успеху радовались не все и нам приходили «теплые приветы» от черного рынка. И они стали бороться с нами, как мы с ними», —  добавил Виталий Антонов.

11:45 Президент «Концерна Галнафтогаз» Виталий Антонов, отвечая на вопрос модератора Сергея Куюна в режиме hard-talk, признал, что проблема нелегальных автозаправочных станций стала ключевым вызовом и проблемой для топливного рынка.

«Тот хаос на рынке, который на сегодняшний день присутствует, я имею ввиду нелегальные заправочные станции, —  раньше это вообще было табу на рынке, а сейчас же они расцветают и расширяются. Государство ничего не делает, но думаю нам не стоит жаловаться, нужно самим что-то делать и что-то предпринимать. Мы как бизнес-сообщество должны выработать модель, которая решит эту проблему. Без нас государство с этим не справится», —  уверен президент «Галнафтогаза».

11:25 Комментируя проблему возможного смешивания авиационного керосина с дизельным топливом, начальник отдела администрирования акцизного налога в структуре ГФС Андрей Филозоп анонсировал законодательные изменения в ставках акциза с целью пресечь возможное нецелевое использование этого вида топлива.

«Разработан проект закона, который находится на рассмотрении в правительстве. Он определит конкретный перечень субъектов, которые действительно занимаются используют авиационное и реактивное топливо для заправки в крыло. Для них оставить текущую ставку акциза, а для остальных — увеличить до общей ставки которая там более 200 евро за тысячу литров», — сообщил Андрей Филозоп. 

Чиновник уверяет, что после принятия этого закона импортировать керосин по льготной акцизной ставке смогут только аккредитованные Министерством инфраструктуры операторы заправки самолетов.

11:15 Представители Государственной фискальной службы уверяют, что активно борются с нелегальной реализацией топлива. «На эту проблему глаза не закрываются. Мы считаем это проблемой и боремся с ней. Всего в поле нашего зрения попали более 200 нелегальных АЗС, работу которых мы прекратили. Это в том числе и в Киеве, и в Киевской области», — сказал представитель налоговой милиции ГФС Сергей Стороженко.

Также он рассказал о результатах специальной операции «Акциз 2018», в рамках которой уже было изъято топлива на 0,5 млрд грн. «Основной проблемой на внутреннем рынке является незаконное изготовление и реализация через сеть неучтенных заправок. За 9 месяцев текущего года из незаконного оборота в Украине изъято топлива в объеме 17,8 тыс. т, стоимостью более 500 млн грн. Также было изъято оборудование на подпольных цехах (13 объектов) на 49,9 млн грн. Другой вопрос — возврат части этого оборудования по решениям судов», — рассказал о результатах операции «Акциз 2018» Сергей Стороженко.

Сергей Стороженко на фото справа

11:00 Тем не менее масштаб литовских проблем несопоставим с украинскими злоупотреблениями. Ассоциация «Литва без тени» насчитала 619 точек нелегальной торговли топливом в стране, но большинство из них касается перепродажи топлива, привезенного из России или Беларуси в баках автомобилей. «Самое больное место —  это приграничные районы с Калининградской областью, а второе — протяженная граница с Беларусью. Люди специально для этого покупают наиболее вместительные баки, а затем сливают и торгуют без уплаты налогов. Это не масштабная, но все же проблема», — говорит Кястутис Купшис.

10:45 Глава гражданской инициативы «Литва без тени» Кястутис Купшис рассказал об опыте борьбы с теневым рынком в том числе нефтепродуктов. Его командой создала специальную информационную платформу, информирующую общественность о масштабах теневой торговли.

«Мы поняли, что размер теневого рынка превышает те цифры, которые озвучивают официальные лица. Нужно было создать платформу, чтобы отследить проблему теневого рынка. Появилась идея создания карты теневой экономики Литвы. Нашей целью было показать силовым структурам, что они работают неэффективно. До тех пор пока не появилась наша карта многие полицейские могли прикидываться, что все спокойно и говорить, что «мы боремся, не покладая рук и все хорошо». Мы же придумали систему, как заставить полицейских работать и выполнять свои обязанности», —  сказал Кястутис Купшис.

10:35 Руководитель фискального комитета НАУ также поддала критике разработанный Государственным агентством резерва проект закона о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. «Текущая редакция законопроекта предлагает возложить на бизнес обязательство по созданию части минимальных запасов нефтепродуктов, расчетная стоимость которых на сегодняшний день составляет порядка 12 млрд грн, что является чрезмерной финансовой нагрузкой. НАУ категорически против принуждения бизнеса к вымыванию оборотных средств в таких ощутимых размерах», —  отметила Неля Привалова.

«Мы считаем, что финансирование 100% создания и функционирования минимальных запасов должно осуществляться за счет средств государственного бюджета путем перераспределения акцизного налога, без повышения его ставок», —  добавила она.

10:30 Неля Привалова выделила основные причины существования нелегального рынка нефтепродуктов в Украине:

  • коллизия разрешительного законодательства;
  • отсутствие унифицированного документа разрешительного характера;
  • отсутствие системных мер со стороны органов власти по противодействию нелегальным АЗС;
  • несбалансированность размеров ставок акцизного налога на разные виды топлив.

10:25 Руководитель фискального комитета Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова открыла первую сессию конференции докладом о ключевых направлениях работы НАУ. Отдельное внимание она уделила проблеме теневой реализации нефтепродуктов. «На сегодня мы вынуждены констатировать, что с нарушениями в стране работает по меньшей мере 1 500 АЗС. Объем реализации через такие заправочные пункты, которые не имеют разрешительных документов, в месяц достигает 40 тыс. т», —  говорит Неля Привалова.

По оценкам Ассоциации, до 20% розничной реализации ДТ находится в тени, по сжиженному газу этот процент варьируется от 30 до 50% в зависимости от региона.

«Потеря бюджета в 2018 г достигнут 10 млрд грн», —  подчеркнула руководитель фискального комитета Нефтегазовой ассоциации Украины.

10:00 «Мы стартуем с сессии, посвященной регулированию», —  говорит директор «Консалтинговой группы А-95» и модератор Petroleum X Сергей Куюн, —  «Многие из вас согласятся, что таких сложных времен для рынка не было никогда. Конференции проходят осенью и постоянно перед нами стоят вызовы: то «Ливела», то Курченко, то Феодосийская перевалка начинает «конрабасить»... Осень —  очень тревожный период, и этот год не стал исключением».

«Мы сегодня будем много об этом говорить и к сожалению, с моей точки зрения, ситуация очень-очень сложная как для оптовых поставщиков, так и для розничных операторов. Мы видим, что государство свою функцию не выполняет по созданию конкурентного рынка», —  добавил С.Куюн.

 

09:00 Началась регистрация участников Petroleum X.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти