Стоимость дизельного топлива в мелкооптовом сегменте с начала октября выросла на 3,80 грн/л (14%) и на 24 октября достигла 31,15 грн/л, свидетельствуют данные ценового мониторинга «Консалтинговой группы А-95».
Это выше, чем розничная цена в сетях АЗС, работающих в эконом-сегменте. Например, российский трубопроводный ресурс в Новограде-Волынском 24 октября предлагался по 31,30 грн/л, а белорусское ДТ в Коростене — по 31,00–31,35 грн/л, в то время как группа «Приват» через свою розничную сеть (крупнейшая в стране — около 1600 АЗС) продает ДТ по 31,00 грн/л. Для сравнения: в конце сентября в мелком опте стоимость ДТ была в районе 27,3 грн/л, а цены на ДТ в сети «Приват» — 29,00 грн/л.
Основной причиной октябрьского роста цен на ДТ стали перебои с поставками ресурса и возникновение дефицита. С первых чисел октября были ограничены отгрузки ДТ из терминала в Новограде-Волынском, что объяснили техническими работами на нефтепродуктопроводе.
Из-за этого предложение ДТ в крупном и мелком опте в Новограде-Волынском резко сократилось. Участники рынка жаловались на прекращение отгрузок топлива по формульным контрактам, компания «Анвитрейд» в свою очередь эти обвинения отрицала. Ситуация с отгрузками ДТ из Новограда-Волынского стабилизировалась в начале текущей недели, и 24 октября цены в крупном опте опустились на 200 грн/т до 34 600 грн/т.
Также сократились и поставки ДТ из Беларуси. В «Консалтинговой группе А-95» enkorr сообщили, что по итогам 21 октября среднесуточный импорт ДТ с Беларуси составил 5,6 тыс. т, при этом средний показатель за сентябрь был 7,7 тыс. т, за август — 8,5 тыс. т.
Сразу несколько участников рынка заявили, что белорусские производители ограничили отгрузку ДТ до 100 т/день на одну компанию. «Вполне вероятно, что такие ограничения введены не случайно в преддверии заключения новых годовых контрактов», — поделился мнением один из импортеров белорусского топлива, пожелавший остаться неназванным.
С 23 октября Кременчугский НПЗ убрал предложение ДТ со своего официального прейскуранта. Как сообщал enkorr, группа «Приват», управляющая заводом, сама столкнулась с нехваткой топлива для своей розничной сети и была вынуждена импортировать ресурс по морю.
Управляющая Шебелинским ГПЗ компания «Укргаздобыча» не выставляет на спотовые торги ДТ с 9 октября (пять аукционов). С 27 октября завод хотят вывести на плановый ремонт.
Сокращение предложения ДТ из традиционных источников — Беларуси и России — повысило спрос на морской ресурс. «По югу довольно большой спрос на небольшие «быстрые» партии по 5–6 тыс. т. На такие партии в Средиземном море цена очень высокая, но за ресурс на условиях «здесь и сейчас» готовы платить довольно внушительные премии», — говорит член правления компании Skywalk Trading Ирина Рубан.
Компания ожидает на днях прибытие танкера с туркменским ДТ. «Наши отгрузки с Туркменбаши мы уже выполнили, на днях прибудет последнее судно. Далее не хотим рисковать из-за долгого пути и возможного похолодания», — сказала И.Рубан.
Отметим, что стоимость дизельного топлива в крупно- и мелкооптовом сегменте украинского рынка впервые с февраля 2015 г. превысила цену бензина марки А-92 (см граф. 1 и граф. 2).
По словам участников рынка, превышение стоимости ДТ над бензинами — эта общемировая тенденция, вызванная в первую очередь новыми нормами по использованию судоходного топлива, вступающими в силу с 2020 г. Ранее enkorr писал об этой проблеме.
«Это глобальный разворот между бензином и ДТ. На сегодня котировки ДТ уже выше чем у бензина. Основным давлением на эту ситуацию выступают новые нормы по использованию топлива танкерами», — объясняет руководитель одного из международных трейдеров, работающих в том числе в Украине.
При этом в Украине бензин всегда был дороже ДТ, в том числе за счет разной ставки акцизного налога. На бензин он составляет €213,5 за тыс. л, на ДТ — €139,5.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти