У початок

Китай в одностороннем порядке меняет маршруты экспорта российской нефти

Китай настаивает на новой схеме поставок российской нефти. В Пекине не готовы доводить мощность отвода от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) до плановых 30 млн тонн и предлагают России экспортировать большую часть нефти через порт Козьмино и Казахстан. В Минэнерго не видят проблем, но резко против «Транснефть», опасающаяся замораживания своих инвестиций.

Китай в 2015 году готов принять по отводу от ВСТО «Сковородино-Мохэ» 16 млн тонн российской нефти, сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин. Изначально по нему предполагалось прокачивать 15 млн тонн, сейчас объем увеличен до 15,6 млн тонн. Мощность отвода должна вырасти с 2018 года до 30 млн тонн. Но, рассказал господин Демин, в связи с программой развития НПЗ на северо-западе КНР китайцы на встрече «Роснефти», «Транснефти» и PetroChina 5 июня предложили изменить схему: китайцы хотят снизить ежегодный объем прокачки по Сковородино-Мохэ до 20 млн тонн, а остальное экспортировать через порт Козьмино и Казахстан, пишет OIL.Эксперт.

«Транснефть» хочет соблюдения межправительственного соглашения от 2013 года, где оговорена, в частности, мощность отвода в 30 млн тонн. «В рамках этого плана идет глобальное строительство, а изменение параметров приведет к пересмотру инвестпрограммы и замораживанию значительных уже вложенных средств»,– говорит господин Демин. «Транснефть» планирует поставлять на восток 80 млн тонн (30 млн тонн через отвод от ВСТО, остальное – на российские НПЗ и через Козьмино).

Еще 3 июня глава Минэнерго Александр Новак говорил, что Россия и Китай планируют прописать в соглашении гарантии Китая по расширению отвода до 30 млн тонн. Теперь позиция смягчилась: в четверг в Минэнерго заявили, что не считают принципиальным вопрос о затратах на отвод, так как «длина Сковородино-Мохэ не превышает 80 км» (цитата по ТАСС). В «Транснефти» парируют, что нужно оценивать не только стоимость трубы, но и затраты на расширение системы от Западной Сибири, строительство лупингов и насосных станций. По словам представителя монополии, одна станция стоит около 10-20 млрд руб. В «Роснефти» ситуацию не комментируют.

«Транснефть» видит сложности и с прокачкой 10 млн тонн нефти через Казахстан. PetroChina настаивает, чтобы сернистость здесь была снижена до 1,2% (сейчас 1,4-1,6%), но, поясняют в «Транснефти», это требует дополнительных затрат и технически труднореализуемо.

Справка OilNews

В 2014 году прибыль компании «Транснефть» сократилась в 2,6 раза.

Среди множества факторов, приведших к такому результату – невыполнение «Роснефтью» обязательств по наполнению «черным золотом» нефтепроводов и продуктопроводов, которые строит и эксплуатирует «Транснефть». Так, совет директоров «Роснефти» одобрил предварительный договор, предусматривающий транспортировку «Транснефтью» нефти «Роснефти» по трубопроводу Заполярье-Пурпе в период 2017-25 гг. в суммарном объеме до 73,96 млн тонн. Это на 56% меньше, чем было заявлено на этапах первых заявок. Между тем, «Транснефть» привлекла для строительства трубопровода значительные кредитные средства, значительная часть из которых – примерно  130 млрд руб. – уже освоена. Напомним, что оценочная стоимость магистрали составляет 211,2 млрд рублей.

Не будучи построенным, трубопровод Заполярье-Пурпе стал камнем преткновения для «Роснефти» и «Транснефти». Николай Токарев, возглавляющий «Транснефть» обвинил Игоря Сечина в том, что «Роснефть» не в состоянии заполнить ресурсами строящийся трубопровод. При этом он назвал отговорками и дымовой завесой заявления соратника Владимира Путина в том, что нефтяники не могут наполнить трубопровод жидкими углеводородами.  «Задолго до украинских событий мы были поставлены в известность о том, что сроки будут сдвигаться, и объемы сдаваемой нефти окажутся меньше», – сказал Токарев.

Между тем Китай проявляет большой интерес к росту поставок «черного золота» из Ирана после отмены «антиядерных» санкций. Как заявил замминистра нефти Исламской республики Шири Мокаддам, инвестиции Китая в нефтяную Ирана отрасль составили $20 млрд, и КНР готова вложить сюда еще $40 млрд. Только в месторождение Северный Азадеган китайская компания CNPC инвестировала $2 млрд.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти