У початок
Президент «Галнафтогаза»: Единожды «сдрейфишь» – и твое место займет кто-то более ответственный

Президент «Галнафтогаза»: Единожды «сдрейфишь» – и твое место займет кто-то более ответственный

Виталий Антонов относится к лидерству исходя из альпинистского прошлого – как к ответственности за выбор маршрута. В рамках проекта «Ответственное лидерство» топ-менеджер рассказал «Делу» о том, что экологические проекты в будущем вполне могут стать одним из бизнес-приоритетов.

Дело: Виталий, чем, по-вашему, отличается ответственный лидер от просто лидера?
Виталий Антонов: Исходя из своего альпинистского прошлого, могу сказать, что лидер – это всегда не только и не столько приятность и почетность идти первым, но и постоянная ответственность. Ответственность за тех, кто тебе поверил, пошел за тобой. Ответственность выбора маршрута, бремя постоянного внимания к происходящему на маршруте.
А иногда это и нелегкая функция арбитра. Быть лидером – это быть в постоянном тонусе. Если единожды ты отступишь или «сдрейфишь» – твое место займет кто-то более подходящий, более ответственный.
Лидерство – это категория, которая априори предусматривает такое качество, как ответственность. В противном случае, если нет ответственности, это уже не лидер, а некто больше напоминающий тирана или фюрера. Человек становится лидером благодаря таким своим качествам, которые убеждают окружающих поверить ему и добровольно делегировать ему функции организующего начала.
Если все сказанное перенести на бизнес, то сегодня в бизнесе быть лучшим – это означает не только делать качественно свою работу, но и разделять с обществом его проблемы и ценности. В открытом обществе, на свободном рынке лидер – это всегда ответственность.
Дело: Как считаете, в чем глава компании должен лично принимать участие – имеются в виду нерыночные активности корпорации? В чем лично участвуете вы?
В. Антонов: Если социальная ответственность является одной из составляющих стратегии компании, то руководство обязательно должно быть вовлечено в это, как и во все другие стратегические бизнес-процессы. К примеру, у нас, в «Концерне Галнафтогаз», вопрос о присоединении к Глобальному договору ООН обсуждался на уровне наблюдательного совета. Я также был среди подписантов декларации Go green.
Дело: Но, казалось бы, очень локальная акция…
В. Антонов: А это как раз пример того, как можно малыми шагами прийти к значительным переменам. Да, все началось с подписания четыре года назад декларации и внедрения принципов «зеленого офиса» в головном офисе компании во Львове. А сейчас этот, мелкий вначале, проект превратился в целое корпоративное движение. Он уже отразился, кроме офисов, на инженерных планах наших заправочных станций и нефтебаз, стимулировал строительство новых бизнес-процессов. Сегодня мы уже дошли до построения «зеленых» коммуникаций с нашими клиентами.
Когда мы приняли решение создать логистическую компанию для эффективного обеспечения товарами нашей сети ОККО, то поставили перед этой компанией задачу централизованного раздельного сбора отходов – макулатуры, полиэтилена.
А сейчас вопрос раздельного сбора отходов вышел у нас на новый уровень: если раньше на каждой заправке мы ставили контейнеры для раздельного сбора (для бумаги отдельно, для полиэтилена отдельно), то сегодня мы централизованно собираем вторсырье из своих АЗК. Кстати, здесь мы четко видим, как отстает отечественная переработка вторсырья.
Опять же, когда профильные министерства вынашивали идею о введении заградительных пошлин на импорт в Украину более качественных и, соответственно, более экологических нефтепродуктов стандарта Евро-5 и Евро-4, я лично принимал участие во встречах, убеждал, почему этого делать не стоит и где от этого общество получит вред.
На уровне руководства принималось также и решение о запуске программы «безбарьерность» (суть проекта – сделать все заправки ОККО доступными для людей с особенными потребностями). Идея «безбарьерности» согласуется с миссией нашей компании – максимально удовлетворять потребности наших клиентов. А среди наших клиентов есть и люди с особыми потребностями – инвалиды-колясочники, родители с младенцами.
Я считаю, если руководство не будет психологически вовлечено в такую деятельность, проекты будут стопориться. Конечно, очень многое зависит от личностных качеств менеджеров, отвечающих за социальные и экологические проекты. Если они будут гореть этим – проекты будут развиваться, если у них не будет «драйва», соответственно, и проекты вскоре умрут.
Дело: Как вы выбираете приоритеты? Какими проектами и направлениями в социальной и экологической сферах необходимо заниматься компании сейчас? Что самое актуальное?
В. Антонов: Все это происходит на уровне стратегического планирования развития сети ОККО в целом. Например, что касается безбарьерности, то в этом году у нас приоритет – восток и юг Украины.
Этот проект мы начинали с того, что покрыли безбарьерными АЗК трассы Киев–Львов, Киев–Одесса, Львов–Чоп, Львов–Польша, Львов–Черновцы, Львов–Трускавец, Львов– Каменец-Подольский–Хотын.
Теперь, с продвижением на востоке, мы будем открывать безбарьерные АЗК ОККО и там. Что касается экологических проектов, в этом году мы планируем построить АЗК  ОККО на солнечных батареях.
Дело: Должны ли быть социальные проекты обязательно выгодны компании? И если да, то в чем выгода?
В. Антонов: Выгода для компании от социальных проектов есть. Социальные инициативы позволяют быть более открытыми к проблемам общества.
И то, что сегодня является социальным проектом, завтра может стать составляющей бизнеса. Например, сегодня энергосберегающие технологии, поиск альтернативных источников энергии, способы экономного энергопотребления все еще являются социальными экологическим проектами. Но завтра это будут уже весьма экономические категории.
Сегодня, как я уже говорил, у нас есть такой экологический проект – экспериментальная АЗК ОККО на солнечных батареях. Но завтра, быть может, это станет одним из наших приоритетов в развитии.
Сегодня безбарьерные АЗК ОККО – дополнительная нагрузка на наш бюджет, а завтра это будет дополнительным аргументом для наших клиентов. И люди с особенными потребностями будут нашими клиентами, а в бизнесе нельзя пренебрегать никакой категорией клиентов. В открытом, системном бизнесе все эти вещи очень взаимосвязаны.
Дело: Может ли компания, ведущая себя ответственно, на что-то повлиять в Украине? На что?
В. Антонов: Сегодня мы видим готовность и желание бизнеса браться за решение комплексных социальных проектов. Еще один положительный момент: сегодня компании из различных секторов рынка все чаще обмениваются опытом в сфере социальной ответственности. Это следует расценивать как осознание своей социальной роли в обществе и готовность к серьезному сотрудничеству.
Хороший пример также является «заразительным». И ответственное поведение нуждается в промоции. Чем больше будет положительных примеров ответственного поведения, тем больше оно будет мультиплицироваться на общество. Реализуя социальные проекты у себя, мы побуждаем и других делать то же самое. В результате накапливается критическая масса, которая обязательно приведет к улучшению нашего общества. Изменения к лучшему происходят уже сейчас. Ведь мы тоже часть общества. Активная его часть.
Дело: Ценится ли такое ответственное поведение бизнеса стейкхолдерами – клиентами, сотрудниками, властью?
В. Антонов: Что касается стейкхолдеров, на самом деле наши сограждане намного лучше, чем это может показаться, когда смотришь телевизор или читаешь прессу. Людям свойственно ассоциировать себя с позитивным, созидающим, а не с негативным и разрушающим.
Клиент сети ОККО – это гражданин образованный, ценящий знания и качество, способный анализировать. Такому человеку не чужды проблемы экологии, проблемы культуры, образования или проблемы, например, инвалидов.
Мы являемся соучредителями Львовской бизнес-школы УКУ. Миссия этой бизнес-школы – развивать этическую составляющую в бизнесе. Так вот, поддерживая их проект «Бизнес-кредо», где перед представителями бизнеса, молодыми менеджерам выступают моральные авторитеты нашего общества такие, как Любомир Гузар, Мирослав Марынович, Ярослав Грыцак, мы видим, как резонирует аудитория на темы этики и ответственности. А ведь эти молодые люди завтра будут принимать важные решения в нашем обществе.
Собственным накопленным опытом мы делимся с общественными организациями, с органами власти и самоуправления.
Дело: А если брать такую группу стейкхолдеров, как ваши сотрудники?
В. Антонов: А они уже сами являются носителями «зеленого» мышления. Переносят опыт нашего «зеленого офиса» в свои дома, в школы, передают его своим детям.
Дело: Сотрудники к вам могут «достучаться», и каким образом?
В. Антонов: Несколько раз в год я встречаюсь с трудовым коллективом в главном офисе во Львове и в филиалах компании. Проводил несколько мастер-классов для сотрудников. Несколько лет назад учредил президентский конкурс бизнес-проектов, куда каждый год сотрудники подают свои бизнес-проекты. Голосование состоит из нескольких этапов и в результате жюри выбирает по три лучших проекта в трех номинациях.
Есть и четвертая номинация – выбор коллектива. Победители получают денежные призы, а потом для них организуют ужин с руководством компании. Как раз в конце этой недели у нас состоится такой ужин с победителями конкурса бизнес-идей 2011 г. Это будет такой большой «званый ужин», человек эдак на 90. Кроме того, каждый сотрудник компании знает мой электронный адрес или же может прийти ко мне на прием.
Дело: Вы давно занимаетесь личной филантропией. Зачем вам это?
В. Антонов: Это трудный вопрос. В свое время мне трудно было отвечать на вопрос, зачем я хожу в горы. Вот человек живет, что-то делает, чем-то увлекается. То есть живет так, как он это понимает. У Булата Окуджавы есть такая песня «Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...».
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти