У початок
Игорь Еремеев: Ключевые задачи «Континиума» – максимальная прозрачность, европейские методы управления и эффективное распределение средств

Игорь Еремеев: Ключевые задачи «Континиума» – максимальная прозрачность, европейские методы управления и эффективное распределение средств

Один из совладельцев группы «Континиум» Игорь Еремеев осенью 2012 г. второй раз вошел в одну реку – стал народным депутатом Верховной Рады. И хотя он говорит, что формально не работает в «Континиуме» с 2002 г., хорошо известно, что во многом именно на энтузиазме и энергии Еремеева строился и строится WOG. Преодолев кризис, в 2012 г. сеть показала рекордные темпы роста, которые едва не дотянули до 50 новых комплексов.

Самый известный акционер второго по величине национального игрока отрицает, что за этим успехом стоит новый партнер, о чем шепчутся на рынке, утверждая, что завидный темп продиктован мобилизацией внутренних ресурсов и расстановкой приоритетов, среди которых первое место отведено ритейлу. «Раньше мы брали из нефтянки деньги и инвестировали их в другие бизнесы, а сегодня просто стали оставлять все на ее развитие», – поясняет нехитрый рецепт роста Игорь Миронович. В парламент он пришел из мажоритарного округа, в связи с чем демонстрирует готовность активно включиться в законодательную деятельность. Чего ждать рынку от Еремеева и WOGa, а также о том, что заставляет нардепа с немалым бизнесовым бэкграундом почувствовать себя в начале 1990-х, читайте в интервью.
OilNews: Игорь Миронович, ваш предыдущий поход в парламент запомнился существенным спадом активности в развитии бизнеса «Континиума» и его оживлением после вашего возвращения. В этот раз в парламент ушли не вы один, а с ближайшим партнером г-ном Ивахивым. Не опасаетесь ли вы, что это скажется на бизнесе, как в прошлый раз?
И. Еремеев: Отмечу, что с того момента, когда я стал народным депутатом в 2002 г., я ни одного дня не работал ни на одной должности в компании «Континиум». С того времени я просто акционер West Oil Group. Поэтому я не думаю, что мой уход в парламент может что-то изменить в работе компаний. То же самое касается и Степана Петровича Ивахива, который последние два года не является президентом компании. Есть другие персоналии, которые управляют компанией и отдельными бизнесами.
Очень часто первым лицам, будь то компании или государственные должности, не хватает мудрости, чтобы понять, что время идет и все меняется. И нужно давать возможность самореализации молодому поколению. В нашей компании сейчас много молодых кадров, и акционеры очень довольны их работой. Плюс надо же создавать рабочие места!
OilNews: В среде участников рынка сегодня немало разговоров о трансформациях и перестановках в бизнесе «Континиума». Расскажите об этом.
И. Еремеев: Никаких особенных структурных изменений не происходит. Структура холдинга и его работа были построены ранее, в соответствии с европейскими нормами и стандартами. Сегодня сменилось руководство управляющей компании. К нам пришел Андрей Пивоварский из Dragon Capital. Он руководитель управляющей компании. А Сергей Федорович Корецкий с 1 января стал руководителем West Oil Group. Мы воспользовались популярным в экономической литературе принципом – лучших на самые перспективные должности. Поэтому Корецкий стал главой направления, которое на сегодня является главным, приоритетным для работы нашей компании. Ранее он был руководителем управляющей компании – группы компании «Континиум», куда входил молочный, банковский, телекоммуникационный и прочие бизнесы. Теперь он занимается сугубо нефтяным направлением.
OilNews: Говорят, будет создан наблюдательный совет компании…
И. Еремеев: По сути, сегодня у нас есть набсовет. Управление компанией осуществляется через собрание акционеров, на котором принимаются все важные решения, бюджеты и др. Правда,  мы в «Континиуме» решили применить новую практику – пригласить в набсовет независимых специалистов, которых мы считаем ведущими в отрасли. При этом мы рассматриваем кандидатуры не только из Украины, но и зарубежных профессионалов. Сейчас рынок очень динамично развивается, и чтобы принимать правильные решения, нужны дополнительные знания и опыт.
OilNews: Какие задачи акционеры ставят на современном этапе перед менеджментом компании? Например, какова цель приглашения топ-менеджера из инвестиционной компании?
И. Еремеев: У «Континиума» одна задача – максимальная прозрачность, максимальная интеграция, европейские методы управления, эффективное распределение и использование средств, оптимизация расходов. Это еще большее совершенствование компании, максимальное соответствие европейским стандартам. Словом, мы хотим избежать доморощенного варианта.
OilNews: Появились разговоры, что «Континиум» собрался на биржу…
И. Еремеев: Деятельность компании аудирована первой четверкой аудиторских компаний, если не ошибаюсь, последние шесть лет. Через год-два мы можем выйти на биржу. И если бы раньше собирались, то уже попали бы на биржу. Просто не было такой цели. 
OilNews: В прошлом году WOG очень интенсивно расширял свою розничную сеть, став лидером по числу новых комплексов. Каковы дальнейшие планы развития сети компании и откуда такое финансовое вдохновение?
И. Еремеев: Мы действительно построили 46-47 объектов, как правило, это большие комплексы – от кафе до сервисного обслуживания. Это результат выбранной стратегии развития компании, результат правильной оптимизации. Теперь мы не распыляемся и не растекаемся мыслью по древу, не вкладываем средства во все подряд. Мы сконцентрировались на ритейле. Эта концепция останется в силе и на текущий год, в течение которого мы хотим построить 45, возможно – 50 комплексов.
Что касается финансового вопроса, то если вы не тратите свои средства на что попало, а имеете четкий приоритет, оформленную финансовую систему и открытые отношения с финансовыми институтами – деньги не проблема. Если мы сказали, что дадим своих 30%, значит, дадим. Плюс 70% привлеченных средств и в результате – 50 комплексов.
OilNews: Тем не менее, на рынке продолжают ходить слухи о том, что у вас есть партнер, с которым вы якобы реализуете эту программу…
И. Еремеев: Я не раз уже комментировали эту информацию. Повторюсь, сегодня WOG не продается. И сегодня группа компаний «Континиум» и компания WOG действительно открыты для переговоров и рассматривают возможность привлечения инвестора для реконструкции Херсонского НПЗ. Это – есть, а комментировать слухи не вижу смысла. Сегодня у нас есть определенные договоренности по реконструкции Херсонского НПЗ, мы сделали уже некоторые шаги в этом направлении. И только когда мы перережем ленточку и строители зайдут на площадку, тогда я объявлю о том, что решение принято, руки пожаты и появилось финансирование. Пока мне больше нечего сообщить.
OilNews: Однако мы знаем, что Дмитрий Фирташ, ваш вероятный партнер по Херсону, потерпел неудачу при попытке приобрести Лисичанский НПЗ. Это как-то подстегнуло его интерес к вашему совместному проекту?
И. Еремеев: Это все фантазии, что он, мол, за что-то боролся и в чем-то проиграл. Фирташ ни за что не боролся и ничего не проигрывал. DF Group – крупнейший химический холдинг в Украине. Ему необходимо сырье, которое на сегодня на 100% завозится из России. Поэтому холдинг хочет часть этого сырья выпускать на территории Украины. Здесь нет ноу-хау. Речь идет о переработке, в которой нам интересна светлая группа, Фирташу – нефтехимическое сырье. И самое интересное – что эти две группы не пересекаются. Понятно, что владея северодонецким «Азотом», холдингу было бы выгодно приобрести «ЛИНИК». Правда, у меня есть свой взгляд на эти вещи. Я по-прежнему уверен, что этот завод расположен неудачно с точки зрения логистики нефтепродуктов. Но это все предмет для разговора, не исключено, что у Фирташа есть свои соображения. И я, к слову, не спешил бы говорить о поражении. Мы ведь не знаем, чем все закончится. Сейчас понятно одно: «Роснефть» купила ТНК-ВР и все сделки по продаже, переуступке, смене акционеров либо изменении в активах ТНК-ВР приостановлены. Думаю, время все расставит на свои места.
OilNews: Кстати, а как вы оцениваете поглощение ТНК-ВР «Роснефтью»? Для Украины это позитив или наоборот, ваше мнение? 
И. Еремеев: «Роснефть» стала крупнейшей нефтедобывающей компанией мира. И компания эта государственная. Это своеобразный нефтяной «Газпром», т.е. инструмент политического влияния. Я могу только приветствовать, что на наш рынок приходят такие игроки. Точно могу сказать, что при «Роснефти» вероятность работы Лисичанского НПЗ увеличивается в разы. Но в то же время я очень хочу надеяться на то, чтобы в деятельности «Роснефти» экономика доминировала над политикой.
OilNews: Вернемся в Украину. Результаты работы всех направлений нефтегазовой отрасли – добычи, транспортировки и переработки нефти – в последние годы удручающие. Например, в нефтепереработке спад составил более 60%. В чем вы видите выход из кризиса?
И. Еремеев: Проблема в нефтеперерабатывающей отрасли Украины заключается в том, что слишком много ресурсов сконцентрированы в одних руках. Если конкретно, то три НПЗ принадлежат одному владельцу. А собственной нефти хватает только на один завод. Необходимо вернуть ситуацию 2007 г. Труба должна идти в Одессу, а не наоборот. Нужно дать возможность «ЛУКОЙЛу» поставлять нефть, дать гарантии бесперебойной поставки на 10 лет, а в обмен получить обязательства провести реконструкцию НПЗ.
Нужно возобновить переговоры с татарами и выяснить, что произошло с формированием уставного фонда «Укртатнафты» в 1990-х. Если не внесли средства, пускай вносят и работают, предоставив гарантии по реконструкции. Надворную и Дрогобыч «Приват» вполне может поднять, у группы есть финансовый потенциал. Никуда не денемся и мы в Херсоне, также будем модернизировать.
OilNews: А что касается «ЛИНИКа», как вы думаете, зачем ТНК-ВР остановила завод? Ведь там нет проблем ни с сырьем, ни с маршрутом поставки, нет проблем в корпоративной сфере…
И. Еремеев: Думаю, изменились приоритеты. ТНК-ВР боролась с белорусскими конкурентами. А все мы знаем, что у компании есть значительный пакет акций Мозырского НПЗ, который принципиально лучше технически оснащен, чем «ЛИНИК». Белорусы вкладывали в свои заводы, а не выводили средства из госкомпаний неизвестно куда, как у нас. И, безусловно, Мозырский НПЗ дает сегодня фору Лисичанску, он имеет неоспоримое преимущество, дает лучшую экономику. Поэтому здесь все понятно. А Украина свой шанс упустила. Хотите выпускать Евро-2? Пожалуйста, продлим старые стандарты сначала до 2007 г., потом до 2011 г., а теперь до 2017 года! И вот мы подошли к тому, что Мозырский НПЗ выпускает только Евро-5. И зачем ТНК-ВР инвестировать сотни миллионов в «ЛИНИК», если уже есть готовый Мозырь?
OilNews: На днях появилась информация об инициировании вице-премьером Юрием Бойко антисубсидиарного расследования в отношении Беларуси. Ваше мнение с учетом несколько изменившейся постановки вопроса по сравнению со специальным расследованием в 2011 г.?
И. Еремеев: Не вижу никакой разницы. Просто прочитали закон по-новому, применили другие термины. Знаете, есть такие умные специалисты, которые постоянно и целенаправленно носят бумаги о том, что нужно ввести пошлину. Я бы очень хотел посмотреть, где бы они были, эти специалисты из Минэнерго, если бы у нас действовала пошлина в 130 евро за тонну на фоне топливного кризиса в России образца 2011 г. Украина просто бы остановилась! Только благодаря тому, что Украина пошлину не ввела, она благополучно пережила тот год, не имея всплесков цен, спокойно посеяв и собрав урожай.
С 2005 г., когда были отменены пошлины на импорт, и по сегодняшний день в Украине ни разу не было коллапса с нефтепродуктами. Да, цены росли, но от этого не уйдешь, они росли во всем мире, но бензин и дизтопливо были всегда.
Продолжающиеся разговоры о пошлинах, который сейчас ведется в министерстве, – это не что иное, как путь к жесткому монополизму, путь к зависимости от поставщиков сырья и путь к непрозрачности системы в целом. С любой трибуны любому чиновнику я за пять минут докажу, что введение пошлин – это антинародная и антигосударственная позиция. Пошлины поднимут цены на 1,0-1,3 грн/л. И зачем? Чтобы владельцы НПЗ получили сверхприбыль и якобы сделали за эти средства реконструкцию. Но эти заводы 12-15 лет назад были проданы за копейки с одним условием – реконструкция НПЗ. Получается: украинский народ дважды заплатит владельцам заводов.
OilNews: Недавно Минфин заявил, что в 2012 г. казна недополучила 4 млрд грн «бензиновых» акцизов, что подтвердило ощущение растущих объемов контрабанды. Что вы думаете по этому поводу?
И. Еремеев: Это трагедия. Когда я думаю об этом вопросе, у меня появляется ощущение, что 20 лет независимости не было, что мы находимся если не в 1992-м, то в 1994-м. Представьте себе, чтобы сегодня в России хоть одна нефтяная компания занималась бы контрабандой. В то же время, чтобы кого-то обвинять в столь тяжких грехах, необходимо иметь четкую доказательную базу, я ею не располагаю. Но я знаю то, что группа компаний «Континиум» заплатила 100% акциза при своих поставках, «Галнафтогаз» – аналогично. Чем занимаются остальные, в том числе правительство, я могу только догадываться. Президент четко сказал: нет коррупции, нет контрабанде, нет фальсификации! Они что, в Кабмине, против президента? Или против государства? И не надо далеко ходить, у государства есть все возможности, чтобы очень быстро найти, откуда берется контрабанда, и кто ее ввозит. А самое главное, если говорить словами президента: у государства есть рычаги понять и найти кто «крышует» контрабанду и кто дает возможность разрушать экономику страны».
OilNews: Как народный депутат куда вы планируете направить свои усилия по улучшению ситуации на рынке нефтепродуктов?
И. Еремеев: Первое – срочно нужно отменить закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин. Это путь для контрабанды и для фальсификата. Таким образом, мы защитим потребительский рынок и создадим условия для запуска нефтеперерабатывающих предприятий в том числе. То же самое – с законом об альтернативных топливах с содержанием более 30% биокомпонетов. Это тоже дыра для контрабанды, тем более, что Европа признала ошибочность использования пищевых культур для производства топлива.
Далее, нужно принять закон об отмене НДС при ввозе на территорию Украины специального технического оборудования для реконструкции НПЗ, которое не выпускается в нашей стране. Абсурд, когда Минэкономики или Минфин заявляют, что после принятия такого закона они не получат НДС. Да они его никогда не получат! Поскольку это оборудование никогда не завезут в страну при нынешних правилах.
Но когда мы его таки завезем, сделаем реконструкцию НПЗ и запустим производство, вот тогда можно начать уплату налогов. Давайте пропишем в законе конкретные сроки невозврата НДС на это оборудование. Нет иного варианта, ведь установку гидрокрекинга производят всего пять заводов в мире! Это не компьютер, не обувь, не платье, не джинсы. Которые, к слову, преимущественно везут контрабандой. А одна такая установка стоит $600 млн. Плюс $120 млн НДС. А чтобы ее запустить – нужны минимум три года. Никто не будет платить сегодня $120 млн НДС и ждать три года до запуска.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти