У початок
Эдуард Ставицкий: В 2013 г. мы разработаем с нефтяниками график модернизации НПЗ

Эдуард Ставицкий: В 2013 г. мы разработаем с нефтяниками график модернизации НПЗ

Нынешний глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий начал карьеру в высших эшелонах власти около 7 лет назад. На пути к энергетическому министерству Э. Ставицкий успел поработать руководителем «Надра Украины», Госгеонедр, возглавлял Минприроды. Кресло министра энергетики и угольной промышленности он занимает чуть более полугода. За это время г-н Ставицкий продемонстрировал высокий уровень публичности.

В то же время в основном его заявления касаются добычи газа, в частности нетрадиционного. Чтобы поднять насущные вопросы «нефтянки» портал OilNews обратился в министерство с запросом на проведение интервью. Поскольку у г-на Ставицкого не нашлось времени для очной встречи, изданию были предоставлены письменные ответы министра. По мнению редакции, многие вопросы не раскрыты и содержат общеизвестную справочную информацию. В то же время OilNews считает такой вариант сотрудничества более приемлемым, нежели полное отсутствие диалога.

OilNews: «Укрнафта», крупнейший нефтедобытчик страны, из года в год ухудшает показатели. Как вы планируете решить данную проблему? Какую модель взаимодействия планируете использовать с группой «Приват» в рамках управления компанией?
Эдуард Ставицкий: Как показывает мировая практика, для обеспечения стабилизации и увеличения добычи газа, газового конденсата и нефти необходимо, чтобы объемы прироста разведанных запасов углеводородов превышали их добычу в 2-2,5 раза.
Начиная с 2006 г., объемы добычи газа, газового конденсата и нефти, которые совершает ПАО «Укрнафта», сокращаются.
Анализ производственной деятельности общества показывает, что объемы прироста разведанных запасов нефти с газовым конденсатом по обществу меньше добычи на 40-50%, а газа – на 75-90%. Сокращение ресурсной базы нефтегаздобычи ПАО «Укрнафта» приводит к значительному падению добычи.
Причиной такого положения стало сокращение объемов выполнения геологоразведочных работ: поисково-разведочного бурения, геофизических работ (сейсмических, гравиметрических, магнитометрических, геохимических и др.). Кроме этого, ПАО «Укрнафта» существенно сократила объемы эксплуатационного бурения.
Соответственно, для наращивания объемов добычи углеводородов ПАО «Укрнафта» в первую очередь необходимо обеспечить прирост объемов эксплуатационного бурения, геологоразведочных работ и активизировать деятельность  в сфере получения специальных разрешений на пользование недрами на новых площадях.
OilNews: Украинская нефтепереработка стагнирует из-за технологической отсталости производств и отсутствия инвестиций в сектор. Каково ваше виденье преодоления кризиса в этой сфере?
Э. Ставицкий: Минэнергоугля вместе с собственниками нефтеперерабатывающих предприятий планируется во втором полугодии 2013 г. согласовать планы-графики проведения модернизации и реконструкции объектов нефтеперерабатывающей отрасли.
Реализация проектов модернизации и реконструкции объектов нефтеперерабатывающей отрасли приведет к увеличению глубины переработки нефтяного сырья с 76% до 95%, что позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов с 63% до 80% и других продуктов нефтепереработки (реактивное топливо, пропан, этилен, битумы, масла и т. д.).
Улучшение качества нефтепродуктов отечественного производства, согласно требованиям европейских стандартов Евро-5, приведет к повышению конкурентоспособности украинских НПЗ на внутреннем рынке, что позволит увеличить объемы переработки нефтяного сырья и производства нефтепродуктов для удовлетворения потребностей отечественных и иностранных потребителей.
Удовлетворение потребностей на внутреннем рынке отечественными производителями нефтепродуктов создаст условия для возрождения нефтеперерабатывающей промышленности Украины, позволит снизить долю импортных нефтепродуктов на отечественном рынке моторных топлив, увеличить показатели промышленного производства в государстве и т.д.
OilNews: Расскажите о перспективах поставок и транзита нефти из Казахстана? Вокруг чего идут разговоры, каковы основные проблемы? В «транзитном» подтексте: как бы вы оценили вероятность запуска Одесса–Броды в прямом направлении?
Э. Ставицкий: Касательно перспектив поставок на украинский рынок и транзита по территории Украины казахстанской нефти могу сказать следующее. Между хозяйствующими субъектами Украины и Республики Казахстан в июне 2010 г. был подписан договор предоставления услуг транспортировки нефти по территории Украины по системе магистральных нефтепроводов «Дружба» в направлении стран Европы.
Украинской стороной созданы все необходимые предпосылки для обеспечения транзита казахстанской нефти по системе «Дружба» в направлении Словакии, Чехии и Венгрии.
Но, несмотря на подписанние указанного договора, а также на готовность ПАО «Укртранснафта» транспортировать казахстанскую нефть по территории Украины, такая транспортировка до сих пор не началась. По информации казахстанской стороны, это связано с тем, что в настоящее время поставки нефти в направлении Словакии, Венгрии и Чехии для казахстанских грузоотправителей являются менее привлекательными по сравнению с другими экспортными маршрутами.
Положениями указанного договора предусмотрено, что уровень тарифов по оплате транзита казахстанской нефти по территории Украины должен быть аналогичным уровню тарифов, установленных для российских компаний. Это соответствует принципам Энергетической Хартии, которой предусмотрено, что услуги транзита должны предоставляться на равных условиях всем заказчикам без дискриминации относительно страны происхождения или собственника нефти.
Стоит отметить, что существенным осложнением в решении вопросов по транспортировке казахстанской нефти по территории Украины является тарифная политика Российской Федерации, направленная на установление повышенных тарифов в направлении Украины по сравнению с другими экспортными маршрутами нефтетранспортной системы ОАО «АК «Транснефть». Такая политика Федеральной службы тарифов России искусственно создает экономические преимущества для переориентации транзитных потоков казахстанской нефти с украинских маршрутов на другие. В основном – в направлении балтийских портов Российской Федерации.
Одновременно стоит отметить, что сегодня ПАО «Укртранснафта» полностью обеспечивает условия для транзита системой магистральных нефтепроводов «Дружба» в направлении нефтеперерабатывающих предприятий Словакии, Чехии и Венгрии нефти российских грузоотправителей.
Также украинской стороной созданы все технические предпосылки, необходимые для обеспечения транзита через территорию Украины в направлении стран Центральной и Восточной Европы легких сортов каспийской нефти из Черноморского бассейна с использованием мощностей нефтепровода Одесса–Броды и одной из двух веток нефтепровода «Дружба».
Череда переговоров, проведенных с операторами рынка, свидетельствует о значительной заинтересованности европейских потребителей в поставках легких сортов нефти с использованием этого маршрута, реализация которого приобретает особую актуальность в связи с прогнозируемым выходом на полную проектную мощность масштабных проектов Казахстана (Тенгиз, Кашаган и т. д.) и существующими ограничениями пропускной способности турецких каналов Босфор и Дарданеллы.
В связи с этим одним из перспективных направлений развития сотрудничества с казахстанской стороной в нефтетранспортной сфере является организация поставок легких сортов нефти, добываемых на территории Республики Казахстан, и поставляемых к бассейну Черного моря в направлении европейских потребителей с использованием нефтепровода Одесса–Броды и нефтепроводной системы «Дружба». Организация таких поставок позволила бы обеспечить потребности Словакии, Чехии и Венгрии в легких сортах нефти при сохранении существующих объемов поставок российской нефти по «Дружбе» и одновременно обеспечить диверсификацию маршрутов поставки казахстанскими компаниями нефти в Украину и другие европейские страны.
Касательно вероятности запуска нефтепровода Одесса–Броды в прямом направлении. Украина в январе 2011 г. обеспечила аверс нефтепровода Одесса–Броды в европейском направлении, создав технические возможности для транспортировки азербайджанской легкой нефти по этой магистрали и по одной из двух веток нефтепровода «Дружба» на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (Республика Беларусь) и НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК-Галичина».
Для успешного использования указанных технических возможностей были заключены договор между Кабинетом министров Украины и правительством Республики Беларусь о мерах по развитию сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины в Республику Беларусь от 12 июля 2010 г. и договор между Кабинетом министров Украины и правительством Азербайджанской Республики о развитии сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины от 28 января 2011 г.
С целью использования нефтепровода Одесса–Броды в прямом направлении украинская сторона продолжает работу по подготовке транзита легкой каспийской нефти с использованием одной из двух веток нефтепровода «Дружба» в направлении Словакии, Чехии и Венгрии. В частности, сегодня принимаются меры по организации первой прокачки легкой нефти в направлении чешского НПЗ Кралупы.
Важно отмечить, что вероятность работы нефтепровода Одесса–Броды в прямом направлении, а также перспективность проекта ЕАНТК в целом растут, поскольку с выходом нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан на проектную мощность (первая очередь (30 млн т в год) запущена в 2009 г., с введением в действие второй очереди мощность вырастет до 50 млн т, а в перспективе – до 80 млн т в год) существенно сократятся поставки российской нефти в Европу, которая является одним из крупнейших потребителей этого сырья.
OilNews: В мае по результатам встречи с представителями розничных сетей вы озвучили необходимость согласовать вопросы ценообразования, рекомендованного ценового коридора, ресурсного наполнения рынка. Расскажите детальнее о результатах работы по этому вопросу.
Э. Ставицкий: В настоящее время механизм расчета розничных цен на нефтепродукты, которые реализуются через сети АЗС, прорабатывается совместно с представителями ведущих операторов рынка нефтепродуктов Украины.
OilNews: По разным данным, в том числе и Минфина, доля контрабанды и фальсификата на рынке нефтепродуктов составляет 25-45%. Вы признаете наличие данной проблемы? Если да, какие видите методы борьбы? Миндоходов планирует проводить проверки топлива на таможне. Какова позиция Минэнергоугля по данному вопросу?
Э. Ставицкий: В соответствии с положением «О Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины», утвержденным указом президента Украины от 6 июля 2011 г. № 382/2011, функции контроля качества нефтепродуктов и их таможенного оформления не входят в компетенцию Минэнергоугля.
Вместе с тем, Минэнергоугля поддерживает инициативы, направленные на выявление случаев ввоза на территорию Украины некачественного топлива и его дальнейшей реализации через сети АЗС.
OilNews: В Украине с 2014 г. планируется продажа бензинов исключительно с топливным этанолом. По оценкам экспертов и участников рынка, выполнить такое требование законодательства невозможно – нет ни этанола, ни базового бензина, ни подзаконных актов, которые бы прописывали правила производства и реализации такого бензина. В результате все это может обернуться проблемами с качеством топлива для потребителей. Как вы видите эту проблему и что планируете делать?
Э. Ставицкий: Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов» разработан с целью выполнению обязательств Украины в контексте членства в Энергетическом сообществе, в частности директивы 2003/30/ЕС (предусматривает обязательную долю возобновляемого топлива в транспорте не менее 5,75% до конца 2010 г.) и директивы 2009/29/ЕС (обязательная доля возобновляемого топлива в транспорте – не менее 10% до 2020 г.).
Упомянутые директивы позволяют странам-членам самостоятельно выбирать модель достижения целевых показателей (добавления биокомпонентов в моторные бензины, дизельное топливо, перевод на альтернативные энергоносители целевых групп автотранспорта и т. д.). Учитывая указанное, опасения экспертов необоснованны.
OilNews: Согласно существующей информации, проект Технического регламента «Касательно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу» направлен на рассмотрение в Министерство юстиции, после чего будет передан в Кабинет министров Украины. Когда прогнозируете принятие документа?
Э. Ставицкий: В настоящее время проект постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении Технического регламента Касательно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу» направлен в установленном порядке на рассмотрение Кабинета министров Украины.
Указанный проект постановления будет проработан Кабинетом министров Украины в сроки, установленные регламентом Кабинета министров Украины.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти