В начало

Инициативы украинских НПЗ обойдутся потребителям в 11 млрд грн и вызовут дестабилизацию поставок

Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) констатирует нарастающее давление нефтеперерабатывающих и добывающих компаний на органы власти Украины с целью увеличить свою долю рынка за счет нерыночных механизмов, в результате чего под удар будут поставлены потребители и энергетическая безопасность Украины.

«Инициативы украинских НПЗ по введению 8,5% пошлины на российские поставки дизтоплива и сжиженного газа приведут не только к дополнительному росту закупочных цен, но и разрушат устойчивую систему нефтепродуктообеспечения, приведут к появлению уже новых мега-поставщиков с повышенной долей рынка и всеми вытекающими отсюда рисками», — говорится в пресс-релизе отраслевой ассоциации.

План НПЗ не приведет к существенному увеличению переработки нефти и выпуску нефтепродуктов, уверены в НАУ. Причина — повышенный выпуск бензина и мазута, которые не имеют ликвидного сбыта. Инициативы по ограничению направлений поставок дизтоплива и сжиженного газа приведут к росту цен на эти ходовые позиции и будут субсидировать убыточные позиции.

«Фактически вопрос стоит следующим образом: кто будет платить за содержание и развитие НПЗ, их владельцы или потребители? НПЗ принадлежат крупнейшим финансово-промышленным группам с государственным и частным капиталом, мы считаем несправедливым полностью перекладывать эту нагрузку на население и промышленность», — заявила президент НАУ Неля Привалова.

По расчетам ассоциации, предлагаемые ограничения обойдутся экономике Украины в 11 млрд грн в год. Требуя помощи от государства и потребителей, сами НПЗ не берут на себя никаких обязательств по части объемов производства и размера инвестиций, подчеркивают в НАУ.

«Наше объединение крупнейших сетей автозаправочных станций и оптовых поставщиков нефтепродуктов протестует против информационных манипуляций, которые вводят в заблуждение чиновников и общественность», — говорится в пресс-релизе отраслевой ассоциации.

В НАУ отмечают, что ключевой проблемой украинских НПЗ, притом как государственных, так и частных, является отсутствие инвестиций.

Скупая инвестиционная политика привела к закрытию заводов, уменьшению объемов нефтепереработки, устаревшей конфигурации выпуска моторных топлив и как следствие к увеличению импортозависимости Украины, отмечает НАУ. Аналогичны причины падения добычи углеводородов.

Из-за этого Украина вынуждена платить максимальные в Европе цены при закупке нефтепродуктов. Продукция украинских заводов реализуется по принципу импортного паритета, создавая дополнительный заработок заводов на уровне $50–60/т.

При этом несмотря на высокую импортозависимость, у страны нет безальтернативных поставщиков, рынок диверсифицирован, благодаря чему страна не знает проблем с поставками топлива с 2005 года.

НАУ ожидает, что в связи со сменой рыночной конъюнктуры в этом году ни один из источников поставок дизельного топлива не будет иметь более 30% рынка. В последние годы этот показатель превышали поставки из России и Беларуси.

В то же время в Нефтегазовой ассоциации Украины солидарны с НПЗ в понимании проблемы чрезмерной доли сжиженного газа в топливном балансе страны и высказывают публичную поддержку поэтапной коррекции ставок акцизного сбора на бензин и автогаз. Однако подчеркивают, что подобные изменения должны стать частью стратегии по развитию рынка нефтепродуктов, а не приниматься путем продавливания отдельных инициатив без надлежащей проработки.

Напомним, в феврале 2020 г. «Укртатнафта» совместно с «Нафтогазом» подали жалобу в Межведомственную комиссию по вопросам международной торговли (МКМТ), требуя ввести пошлины на импорт ДТ и СУГ из России на уровне 8,46% с ежегодным повышением до 25,4% к 2024 г. Под давлением депутатов, ориентированных на группу «Приват», решение об отказе во введении ограничений на импорт российского топлива отложено на июнь.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти