В начало

Неполная компенсация ущерба от поставок «токсичной» нефти приведет РФ к репутационным потерям

Решение «Транснефти» ограничить компенсационные выплаты пострадавшим от поставок «токсичной» нефти по трубопроводу «Дружба», может спровоцировать крупные судебные процессы против российской компании и привести к репутационным потерям для РФ, передает РАПСИ.

В июле Совет директоров российской компании «Транснефть» утвердил порядок осуществления выплат… и согласовал предельный размер выплат грузоотправителям по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти из расчета $15/барр. некондиционной нефти. При этом грузоотправители должны документально подтвердить понесенные убытки.

Как отмечает РАПСИ, озвученные мнения экспертов по этому поводу сходятся в том, что такие условия, как и размер компенсации, нарушают права поставщиков нефти и грозят ударом по репутации России как поставщика сырой нефти.

Скандал вокруг нефтепровода «Дружба» разгорелся в апреле 2019 г. Тогда выяснилось, что нефть, поступающая по трубам из России в Европу, была загрязнена хлорорганикой. По данным немецких источников, непригодная к переработке нефть парализовала восточногерманские заводы на восемь недель. Помимо Германии, от этого инцидента пострадали импортеры в Польше, Венгрии и Словакии. Они, согласно оценке белорусских властей, могли получить около 5 млн т (по данным «Транснефти» 4,3 млн т) загрязненной российской нефти. Вместе с тем примерно 3 млн т осталось на территории транзитных стран — Беларуси и Украины.

Масштаб проблемы демонстрирует тот факт, что он приобрел политическое значение. Так, к решению вопроса о компенсациях ущерба уже подключились власти Белоруссии и Федеральное правительство Германии. Эта проблема также обсуждалась в Венгрии во время визита президента РФ Владимира Путина. При этом, как отмечает издание, нанесенный ущерб заключается не только в расходах на утилизацию загрязненной нефти, но и очистке трубопровода. Кроме того, РАПСИ обращает внимание на вопрос о компенсации упущенной прибыли, образовавшейся в результате 2-месячного перерыва в поставках. Согласно предварительным оценкам, она может составить €60/барр.

Ситуацию осложняет желание руководства «Транснефти» требовать документального подтверждения полученного ущерба от пострадавшей стороны. Как поясняет РАПСИ, для этого необходимо вынесение соответствующего судебного решения, в связи с чем компаниям придется обращаться за ним в европейские суды. А это, полагают юристы, может привести к лавине судебных процессов в Европе против российской компании. В результате РФ может быть нанесен колоссальный репутационный ущерб.

Компания «Транснефть» уже зарезервировала 23 млрд руб. на выплату компенсаций за загрязнение нефти, передает oilcapital. Исходя из утвержденного транспортной монополией размера компенсаций в $15/барр. этого хватит на покрытие убытков за 3,3 млн т загрязненной нефти. Однако по мнению источника, близкого к одному из поставщиков, эта сумма и последующие выплаты должны быть втрое выше.

Эксперты и юристы соглашаются с мнением, что верхняя границы выплат, которую пытается установить «Транснефть», фактически перекладывает часть ответственности на поставщиков топлива, являющихся в данном случае пострадавшей стороной.

Впрочем, юристы сходятся на том, что подобное решение юридически ничтожно: по общему правилу сторона, действия которой повлекли за собой ущерб, во-первых, несет ответственность в полном размере понесенного ущерба и, во-вторых, не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому нанесен ущерб.

Как сообщал enkorr, в конце октября компания Total продала со скидкой $25/барр. неназванному покупателю 720 тыс. барр. «токсичной» нефти Urals. Неделей раньше «Роснефть» продала 100 тыс. т «хлоридной» нефти Urals швейцарско-нидерландскому трейдеру Vitol со скидкой более $25/барр.

Справка enkorr

Первые сообщения о некачественной нефти из нефтепровода «Дружба» появились 19 апреля от концерна «Белнефтехим». Сообщалось о 10–25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. 22 апреля некачественное сырье достигло европейских НПЗ.

Однако, по данным газеты «Коммерсант», повышенная концентрация хлоридов фиксировалась в системе «Транснефти» и раньше. Так, 4–12 апреля «хлоридную» нефть получал Волгоградский НПЗ компании «Лукойл». Такую же нефть еще до инцидента получил Куйбышевский НПЗ компании «Роснефть».

Органическим хлоридом, который используется при добыче нефти, могло быть загрязнено до 5 млн т российской экспортной нефти. По словам трейдеров, содержание хлорорганики в Urals достигало 150 ppm.

Глава французского энергетического гиганта Total Патрик Пуянне оценил стоимость очистки «хлоридной» российской нефти примерно в $15/барр.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти