В начало

Морская инфраструктура не готова к прекращению импорта топлива из России и Беларуси

Существующая портовая и транспортная инфраструктура не в полной мере готовы к возможным кризисным ситуациям, которые могут наступить на рынке нефтепродуктов в случае прекращения прямых поставок топлива из России и Беларуси. Основные риски касаются работы железной дороги и концентрации основных мощностей по перевалке в руках одного из участников топливного рынка – группы «Приват». Об этом в статье «Порт последней надежды» для издания «Зеркало Недели. Украина» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

«Проведенные «А-95» расчеты показывают, что украинские нефтеперевалки способны при прекращении поставок из России и Беларуси обеспечить необходимый стране объем топлива с моря. А это около 4 млн т ДТ. Но эти сценарии пестрят массой рисков. Мощность причалов не вызывает опасений, в отличие от железной дороги. Будут ли вагоны? А локомотивы? «Укрзализныця» утверждает, что трудные времена позади, но многочисленные «железнодорожные» факапы пока заставляют относиться к этим словам настороженно», – пишет директор «А-95».

Он напоминает, что во время прошлогоднего кризиса на рынке сжиженного газа для вывоза ресурса из портов не хватало ни вагонов, ни локомотивов, ни топлива для их работы.

Еще одним риском является фактически отсутствие государственного комплекса по приему нефтепродуктов и концентрация основных мощностей в руках крупнейшего игрока на топливном рынке – группы «Приват».

«В случае исчезновения российских и белорусских поставок порядка 50% рынка окажется в руках группы «Приват», владеющей кременчугской «Укртатнафтой», а также мощнейшими перевалками в Одессе и Черноморске. Как технически, так и стратегически риск весьма высок. Снизить его можно с помощью создания мощностей на базе госпредприятий», – отмечает Сергей Куюн.

На сегодняшний день государство представлено в этой сфере Херсонским нефтеперевалочным комплексом и морским нефтяным терминалом «Южный» АО «Укртранснафта».

«Первый пребывает в статусе вещдока в деле Курченко и буквально гниет на глазах, лишенный возможности инвестировать в техническое оснащение. Мощности «Укртранснафты» рассчитаны только на трубопроводную перевалку нефти. Принимать с моря нефтепродукты и грузить их на железнодорожный и автотранспорт компания не может», – пишет эксперт.

Заместитель генерального директора «Укртранснафты» Святослав Дацик заявил на Black Sea Petroleum Trading 2018, что компания прорабатывает варианты расширения мощностей МНТ «Южный» по перевалке светлых нефтепродуктов. Также госкомпания изучает не только создание мощностей под нефтепродукты, но и дальнейшую их перекачку по нефтепродуктопроводу в Броды.

На данный момент проект модернизации терминала находится на стадии согласования с акционером – НАК «Нафтогаз Украины».

«Планы по созданию государственной «морской» инфраструктуры хорошо стыкуются с еще одним проектом, который крайне необходим стране. Речь о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. Этого требует как гармонизация с ЕС, так и здравый смысл. Сегодня есть вопрос емкостей для хранения резерва, и новые государственные мощности будут очень кстати», – резюмирует С.Куюн.

Как сообщал enkor, по оценкам «А-95», в случае прекращения прямых поставок топлива из России и Беларуси, в низкий сезон (с ноября по май) ежемесячная нагрузка на порты составит до 350 тыс. т, в высокий (с июня по октябрь) – до 500 тыс. т. Основная нагрузка придется на перевалочные комплексы «Привата» в Одессе и Черноморске – от 170 до 270 тыс. т в месяц.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти