В начало
Юрий Кучабский: Если введут пошлины на импорт – бензин будет дорожать

Юрий Кучабский: Если введут пошлины на импорт – бензин будет дорожать

Интервью вице-президента ПАО «Концерн «Галнафтогаз» информационному агентству «ЛИГАБизнесИнформ».

ЛИГАБизнесИнформ: В чем, по вашему мнению, истинная причина проведения расследования по импорту на рынке нефтепродуктов?

Юрий Кучабский: Я считаю, что истинная причина в том, что  НПЗ, собственники, длительное время фактически не вкладывали деньгив развитие производства.
На сегодняшний день приоритеты нефтяных компаний поменялись. Сегодня приоритетом номер один нефтяных компаний является добыча. Энергоносители в дефиците, их потребляется все больше и больше, поэтому нефтяные компании и концентрируются, вкладывают свои деньги в разведку и добычу. Для них НПЗ не являются приоритетом. Потому что мощностей нефтеперерабатывающих заводов слишком много – и в Украине, и в целом в Европе. Таким образом, собственники не хотят вкладывать в модернизацию заводов. А в нее вкладывать нужно.
ЛБИ: Насколько критична модернизация украинских НПЗ?
Ю. Кучабский: Фактически, при высокой цене на нефть очень важным аспектом является глубина переработки. И чем современнее заводы, тем больше они из нефти выжимают дорогих продуктов – бензина и дизельного топлива. Сейчас же украинские заводы не модернизированы, они неконкурентны.
Поэтому нефтяные компании, владеющие НПЗ, ищут таким образом себе различные льготы, в том числе в виде пошлин, чтобы зарабатывать, не вкладывая, и закрыться от конкуренции с такими же заводами, но модернизированными, в Европе и странах Таможенного союза. Я думаю, в этом истинная причина расследований.
ЛБИ: Получается, что одних трейдеров хотят заставить спонсировать модернизацию НПЗ, принадлежащих другим трейдерам?
Ю. Кучабский: Не только трейдеров, но и потребителей нефтепродуктов.
ЛБИ: Когда ожидаются результаты расследования? Если пошлины на импорт все же введут, вы повысите отпускные цены или поступитесь маржой?
Ю. Кучабский: У нас нет столько маржи, чтобы компенсировать введение пошлин на импортные топлива. Если такое случится, цены на топливо в Украине будут расти.
ЛБИ: АМКУ недавно рекомендовал ряду операторов, в том числе и ОККО, снизить цены на брендовые бензины. Вы прислушались к этим рекомендациям?
Ю. Кучабский: Да, рекомендации были, но хочу подчеркнуть, что наше ценообразование идет от рынка. Мы от рынка и ставим цены. И они у нас всегда были экономически обоснованными.
ЛБИ: Брендовое топливо называют бензином для богатых. Считается, что это лишь маркетинговый ход розничных сетей…
Ю. Кучабский: Я не понимаю, зачем АМКУ этим бензином заниматься. Ведь премиального бензина не так много потребляется в Украине на самом деле. Более важным я считаю дизельное топливо.
В стране потребляется не просто много дизеля – этот вид топлива является одной из составляющих в себестоимости других товаров. Это и сельское хозяйство, это и перевозки товаров. Это более важный сегмент топлива, чем бензин, например.
ЛБИ: В Раде зарегистрирован правительственный законопроект, по которому НАК «Нафтогаз Украины» освобождают от пошлин на ввоз нефти и первую продажу произведенных из нее нефтепродуктов. Аргумент правительства – госмонополист позволит контролировать ситуацию на рынке бензина. Вы с этим согласны?
Ю. Кучабский: Я не понимаю этого законопроекта. Ведь если играть по-честному, то этот документ нефтепереработке ничего не дает. Потому что все равно, рано или поздно, НДС нужно будет заплатить. И фактически это только отсрочка (если, конечно, по-честному работать) в сроках уплаты НДС. Это лишь небольшая экономия на оборотных средствах, она на экономике себестоимости того же бензина не так сильно сказывается.
Но при этом существует огромный риск, что этот НДС не будет уплачен. Тогда это будет совсем другая песня. Тогда это позволит как бы и монополизировать рынок, и получить дополнительную экономику для НАКа. Но это неконкурентно.
ЛБИ: Сейчас государство контролирует рынок путем установления граничных цен. И хотя эти цены по сути законодательно не носят обязательный характер, практически все операторы их придерживаются. Откуда такое послушание? Как государство заставляет вас держаться этих цен?
Ю. Кучабский: На самом деле это все не так. У нас в стране государственного регулирования цен нет. В частности, экспертно-аналитическая группа, она не граничные цены устанавливает – это есть индикатор цены, который показывает, что происходит с рынком. И в какой-то момент рынок может быть выше этого индикатора. Например, в сезоны, когда слишком большое потребление: где-то железная дорога может не справляться с поставками, где-то цистерн не хватает и т.д. Наоборот, в какие-то периоды, когда рынок «переливается», может быть ниже. Этот индикатор показывает, что происходит с рынком. И на самом деле это не есть обязательная цена.
ЛБИ: А как вы оцениваете работу экспертно-аналитической группы?
Ю. Кучабский: Сама работа экспертно-аналитической группы является позитивной. Если вы в курсе, то в этом году и в России, и в Беларуси, и в Казахстане был бензиновый кризис. Были месяцы летом, когда на автозаправочных станциях либо ограничивался опт, либо просто не было бензина. Это в России, которая является нефтедобывающей страной! Такая ситуация сложилась из-за того, что они неправильно спланировали. Украинский рынок этого не видел. Все забыли, что такое километровые очереди и негде заправиться.
Я считаю, что в этом году рынок очень хорошо отработал. Не было никаких кризисов. Очень хороший пример – инициатива Минэнергоугля относительно уменьшения акцизного сбора на летние месяцы. Фактически не было ценовых всплесков, в то время как мировые цены были просто «потолочными». Украина очень мягко это прошла, и не было никаких проблем.
ЛБИ: Цены на бензин застыли на месте, и эксперты не прогнозируют изменений до конца года. Что, по вашему мнению, будет с ценами в I квартале 2012?
Ю. Кучабский: Не могу сказать по одной простой причине – мы очень мало влияем на цену на бензин. Потому что на самом деле наша маржа очень небольшая.
ЛБИ: А сколько в среднем составляет маржа?
Ю. Кучабский: В среднем чистая рентабельность у нас – около 3%.
ЛБИ: Какие главные составляющие цены бензина в рознице?
Ю. Кучабский: Самая главная составляющая цены на бензин – это мировые котировки нефти, которые прогнозировать невозможно. Вторая составляющая – это налоги. Какие будут налоги в следующем году? Есть, например, сегодня законопроект о повышении акцизных сборов. Если он пройдет, то будут одни цены, если не пройдет – будут другие. Поэтому мне тяжело прогнозировать.
ЛБИ: Как повысятся цены, если повышение акцизов все же утвердят?
Ю. Кучабский: Условно говоря, каждые €10/т акциза добавляют около 10 копеек в розничной цене топлива.
ЛБИ: Давайте поговорим о сети ОККО. Как изменилось число АЗС с начала года? Есть планы по расширению?
Ю. Кучабский: В этом году мы приросли приблизительно где-то на 20-30 станций. На следующий год мы планируем, если не будет никаких мировых потрясений, серьезных кризисов, прирасти где-то на 30-50 станций.
ЛБИ: В последнее время в крупных компаниях прокатилась череда проверок. Вы не ощущаете излишнего внимания к «Галнафтогазу», или какого-либо давления?
Ю. Кучабский: Мы это слышали. Очень много об этом говорят и в прессе, и просто в бизнес-среде. У меня простое видение проблемы. Наша компания отличается от других тем, что фактически уже 7 лет мы идем по тропе публичности и прозрачности. Мы взяли кредиты у таких организаций, как ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и IFC (Международная финансовая корпорация, входит в группу Всемирного банка, – ред.). Если вы честно показываете всю бухгалтерию, платите налоги – тогда вы имеете их дешевые и длинные кредиты. Мы пошли по этому пути. И если ты транспарентный, платишь налоги, какие вопросы могут быть?
ЛБИ: За год Украина потеряла несколько пунктов в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса. Вам стало труднее работать?
Ю. Кучабский: Мы пока этого не чувствуем.
ЛБИ: В вашей сети 280 магазинов, что позволяет назвать вас крупным ритейлером. Как вы оцениваете проект закона о внутренней торговле? В частности, усиление ответственности перед поставщиками, требования по алкоголю и табаку и т.д.?
Ю. Кучабский: Мы сейчас изучаем этот законопроект. Я знаю, что к законопроекту имеют претензии ряд ритейлеров. Претензии есть, по-моему, даже у Европейской бизнес ассоциации и Американской торговой палаты. Мы сейчас изучаем его, а сможем прокомментировать чуть позже.
ЛБИ: Какова сегодня доля доходов от магазинов на АЗС? Это самоокупаемое направление?
Ю. Кучабский: Конечно, это самоокупаемое направление. Но в общей доле доходов наши магазины составляют около 8-10%.
ЛБИ: Сколько стоит сегодня открыть заправку, например, в Киеве? Сколько времени займет оформление документов, строительство, запуск?
Ю. Кучабский: Если говорить конкретно о Киеве, то это очень сложный вопрос. Самая главная проблема в  том, что для строительства АЗС практически нет свободных земельных участков. Ведь чтобы построить заправку, необходим участок, который соответствует государственным строительным нормам, и который расположен на соответствующем удалении от остальных стоящих рядом объектов.
Таких участков очень мало. Как правило, приходится покупать участки с какими-то объектами и сносить их.  Процесс проектирования строительства АЗС в Киеве может занимать до двух лет, а иной раз даже до трех и пяти. 
ЛБИ: Сколько в среднем это стоит?
Ю. Кучабский: Есть заправочные станции, которые строятся за полтора миллиона долларов, и есть заправочные станции, которые строятся за три-четыре миллиона. Это зависит от места, коммуникаций, масштаба заправочной станции, количества сервисов и т.д.
ЛБИ: У вас в деятельности заявлено также управление отелями…
Ю. Кучабский: У нас была такая идея до 2008 г. Мы даже партнеров тогда нашли. Но в связи с кризисом мы приостановили этот проект. Мы решили все-таки сконцентрироваться на заправочных комплексах.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти