В начало
Сергей Корецкий: «Дизтопливо из трубы хотят украсть так же, как нефтепродукты Курченко»

Сергей Корецкий: «Дизтопливо из трубы хотят украсть так же, как нефтепродукты Курченко»

Группа «Континиум» является не только крупнейшим игроком на рынке нефтепродуктов, но и самой часто упоминаемой компанией в медиа-пространстве. Оттенок этих упоминаний не очень радует менеджеров бизнес-структуры Игоря Еремеева и, вероятно, его самого. К традиционным темам о завышенных ценах для «Укрзализныци» и прочих бюджетных потребителей в течение последнего года добавились разговоры об установлении группой контроля над «Укргаздобычей» и об участии в судьбе нефтепродуктопровода «Прикарпатзахидтранс». Причиной столь пристального внимания является активная работа компании в разных направлениях, результатом которой становится увеличение поставок. Это в свою очередь приводит к неприятным разговорам с традиционными поставщиками и, как следствие, к интересным решениям в области диверсификации импорта. Обо всем этом беседуем во второй части интервью с лидером WOG Сергеем Корецким. (Первую часть интервью можно прочитать по ссылке).

Сразу после смены менеджмента в компании «Укргаздобыча» начала звучать информация о причастности группы «Континиум» к этим назначениям. Немало слухов ширится и сегодня. Прокомментируйте эту ситуацию, пожалуйста.

С. Корецкий: Это полная ерунда! Сплетни появились, когда в самом начале работы новой команды УГД мы купили достаточно большую партию сжиженного газа. «Укргаздобыча» накопила огромное количество этого газа и не имела юридической возможности провести аукцион. Раньше весь газ забирал «ВЕТЭК» Сергея Курченко, но когда этот игрок «пропал», они не знали, как этот ресурс продать. По моей информации, этот газ был предложен нескольким крупным игрокам, а не только нам. Но реально в стране не так много структур, которые способны купить такой большой объем. Группа «Приват» (ANP, «Укрнафта», Sentosa и т.д.), номер один по количеству газовых модулей, получает газ от «Укрнафты» и «Укртатнафты», ей он не нужен. Мы – вторые на рынке по количеству газовых модулей, у нас были деньги, мы могли и в конечном итоге купили этот объем. Была ли цена занижена? Я считаю, что она была рыночной. Да, конечно, мы торговались, мы же не альтруисты, мы бизнесмены. Мы купили по той цене, которую считали экономически обоснованной в тех условиях, которые сложились на тот момент.

Сегодня все знают, что УГД продает весь газ на открытых аукционах. Любая компания может купить газ на аукционе. Знаем ли мы менеджеров «Укргаздобычи»? Безусловно, знаем, как знают их и многие другие участники рынка. Все друг друга знают. Все остальные разговоры о контроле не имеют под собой никакого основания.

Мы видим, что сейчас против группы «Континиум» идет настоящая информационная война. Редкий день, когда против вас нет тенденциозного материала. Вы понимаете, кто и почему вас атакует?

С. Корецкий: Я сторонник такого понятия как «презумпция невиновности», поэтому не хочу опускаться до уровня тех, кто ведет эту информационную войну. Конечно же, мы знаем, кто это делает. В какой- то части – это конкурентная борьба. Но, в большей части, есть и те, кто мстит за нашу активную позицию в вопросах борьбы с некачественным топливом, с неуплатой акцизов, с другими проявлениями недобросовестной конкуренции и монополизации рынка нефтепродуктов. Разумеется, всем тем, кто по другую сторону прозрачного рынка,  это не нравится.

А вообще, вы обратите внимание на качество и глубину этих сюжетов, особенно если мы говорим об «1+1». Если вслушаться в суть и посмотреть внимательно, то ничего связного, логичного и предметного, там ни разу сказано не было. Зато по несколько раз показывают, как Янукович бежит со своей дачи, вертолеты, сумки, счетная машинка бесконечно считает доллары, трагическая музыка на заднем плане… Но по сути – ничего конкретного! Как действовал Геббельс – «чем больше ложь, тем скорее в нее поверят». А если разобраться, то никаких уголовных дел, никаких фактов нарушения законов нет. Но чтобы не пускать на самотек поток этой циничной лжи, наши юристы готовят по каждому пункту четкие факты/документы, которые прольют свет и объяснят причины столь ярой активности по замыливанию глаз и отводу внимания от реальных проблем и правонарушений.

Но есть и целиком конкретные обвинения, например, история о том, как «ВОГ-Ритейл» продал бензин по 36 гривен запорожскому предприятию…

С. Корецкий: Тендер по облэнерго был выигран в феврале на пиковом курсе доллара, когда он был уже по 32 или 33 гривны. Фон тоже был нехорошим, все ждали курса 50 или 60 (грн/долл.). Поэтому мы в тендерное предложение закладывали цену с потенциальным ростом курса доллара. Мы коммерческая организация, наша работа нацелена на заработок. И, безусловно, мы страхуемся, берем с запасом. Если курс уже вырос с 8 до 32-33, почему не может вырасти до 50-ти? Поэтому, правда, была такая цена в тендерном предложении. Но самое интересное и это тоже факт – другие игроки, принимавшие участие в тендере, поставили еще более высокую цену, ну и, соответственно, проиграли! А теперь самое главное – по той февральской цене мы не поставили ни одного литра. Это было индикативное ценообразование, была формула: любая цена, которая у нас на стеле, минус скидка, но не выше тех 36 грн/л. Но, слава Богу, такой стелы не было, курс стабилизировался, и выборка по тендеру была несколько позже, чем факт акцепта (около 21 грн/л). Любой может отправить запрос предприятию и получит ответ, что они закупают по цене стелы минус скидка на момент выборки. Эта формула работает и сегодня.

Самое больное место, по которому прицельно бьют ваши критики, – это «Укрзализныця». Сколько вы работаете с ней, столько вас обвиняют в завышенной цене. Что вы делаете для того, чтобы вообще снять этот вопрос? Ведь в этом должны быть заинтересованы и вы, и железнодорожники? Общаетесь ли вы этому вопросу с вашим бывшим коллегой по «Континиуму», а ныне министром инфраструктуры Андреем Пивоварским?

С. Корецкий: На постоянные упреки в том, что мы поставляем «Укрзализныце», могу ответить так. Кто еще, кроме компании номер один в Украине, мог бы держать практически 800 млн гривен дебиторской задолженности при девальвации гривны в три-четыре раза (когда курс вырастает с 8 до 19, а потом до пиковых 31-32-33 гривен)? В конце 2013 года мы выиграли тендер при цене 15 800 грн/т, а через два месяца, в феврале 2014 года себестоимость уже была около 18 000 грн/т. Сказать, мол, нам невыгодно, прекращаем – это легче всего… Это и есть главный рецепт успеха – надежность ответственность и постоянство.

Меня также удивляет то, что мы поставляем топливо «Укрзализныце» уже около 5 лет, и был год, когда мы обеспечивали 30% от общего объема, в другой год – 50%, было и 80%, но всегда вопросы почему-то только к нам, а ведь были и есть другие поставщики!

Что касается Пивоварского, то оперативного диалога с ним у нас нет. Если мы об «Укрзализныце», то нам с министром на эту тему уже даже не о чем говорить. Посмотрите на последний тендер, который мы выиграли. Он был проведен уже прозрачнее некуда – и онлайн регистрация, и онлайн раскрытие пакетов, видеозапись всего тендерного процесса, хоть сейчас можем посмотреть запись в интернете (справедливости ради, такая прозрачность – это заслуга Пивоварского!). На все эти выпады в информполе мы уже просто не обращаем внимания, мы просто живем по принципу, что за каждый свой шаг мы готовы ответить.

Кстати, благодаря этим заказным материалам стало известно, что вы уже и крупным поставщиком смазочных материалов являетесь…

С. Корецкий: Это правда, с прошлого года достаточно активно занимаемся продажей темных нефтепродуктов, в том числе смазок фасованных и весовых. Мы заключили эксклюзивные соглашения с несколькими поставщиками. Кстати, один из них – Orlen, но есть и другие, в частности украинские производители. Вот тоже ситуация: в интернете читаю разные мнения, мол, мы не поставляем украинское. А в другом материале уже предъявляют претензии, что не поставляем импортное. Что бы ты ни сделал, как бы ты не выиграл, всегда эти разговоры будут. Поэтому мы работаем, нам 22 года и мы номер один на топливном рынке Украины. Один год лучше, другой – хуже. Это бизнес, риск, ответственность. И поэтому мы надежные, потому что поставляем клиентам даже тогда, когда идем в прямой убыток.

К слову, «толстокожесть» WOG в поставках «Укрзализныце» всегда объяснялась выгодным контрактом на поставки российского дизеля по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзахидтранса». Вокруг этой трубы сейчас развиваются активные действия и WOG в них также фигурирует. Можете рассказать, что там происходит и какова ваша роль в этих событиях? Как звучит ваша позиция в вопросе использования этой магистрали?

С. Корецкий: Позиция очень простая: трубопровод не работает уже полтора года, но мы бы очень хотели, чтобы он работал и дальше. Это единственный и последний продуктопровод, который еще может работать, потому как все остальные 7 тыс. км украинских нефтепродуктопроводов давно опустошены, под разными лозунгами нефтепродукты были выкачаны, а трубы «сгнили» или разворованы. Напомню, что ранее по этой магистрали «Транснефти» в Украину прокачивалось порядка 700-800 тыс. т дизельного топлива. Были времена, когда поставлялось 1,2 млн т. Еще примерно 1 млн т можно качать транзитом в Венгрию. Сейчас уже до Гомеля в трубе продукт качества Евро-5. Если трубопровод заработает, то в центр Украины, в Новоград-Волынский будет приходить дизель Евро-5. Трубный транспорт был и останется самым выгодным способом доставки любого продукта, будь то нефть или дизельное топливо. Сейчас, правда, чуть пошел перекос из-за долларовой составляющей транзита и стоимости ж/д-тарифов, которые остались в гривне, но, как я считаю, это вопрос времени, железная дорога не может работать в убыток, они будут вынуждены поднимать стоимость перевозок. Как бы там ни было, это еще и альтернатива, которая очень важна для обеспечения энергонезависимости Украины.

«Транснефть» остановила работу с такой постановкой вопроса: если длившиеся энное количество лет переговорные процессы на уровне двух правительств относительно распределения активов, которые остались после распада СССР, перечеркнуты одним решением суда, то, конечно, мы этот продуктопровод опустошаем, консервируем, и больше ни одной тонны дизельного топлива в Украину поставлено не будет. Так и произошло, до сегодняшнего дня трубопровод не работает, идут судебные процессы. Мы несколько раз, еще в 2009 и 2010 годах, пробовали стать оператором этого процесса, но безуспешно. Конечно, нашу заинтересованность в этом канале поставок мы никогда не скрывали.

Второе. Суды сегодня, насколько мне известно, продолжаются. И все вернулось в первую инстанцию в Ровно, потому что «Прикарпатзахидтранс» – дочернее предприятие «Траснефти», зарегистрировано там. Чем все закончится, неизвестно. Но могу сказать, что если «Транснефть» останется собственником, то поставки могут возобновиться не только из России, но и из Беларуси, техническая возможность есть. В частности, «БНК» в этом заинтересована, у нас с ними даже подписан соответствующий протокол.

А всю эту активность, которую развили некоторые персонажи вокруг этой магистрали, я объясняю лишь примитивным желанием выкачать оттуда дизельное топливо, общая стоимость которого больше 100 млн долларов США, и разворовать, как и произошло с «нефтепродуктами Курченко»…

От сторонников экспроприации трубы приходилось слышать, что после положительного решения в этом вопросе можно будет договориться с россиянами об ее использовании. Ваше мнение?

С. Корецкий: Мое мнение, что эти люди утратили связь с реальностью и не понимают всю сложность ситуации. Если трубу у русских заберут, она по своему прямому назначению больше никогда работать не будет. Я знаю, о чем говорю, имел на эту тему массу бесед с нефтяниками, которые ретранслируют позицию первоисточников.

А белорусы, которых вы упомянули, смогут поставлять при таком развитии ситуации?

С. Корецкий: Никогда этого не будет. Где Беларусь берет нефть? Думаете, они смогут получать нефть по льготным ценам и одновременно использовать магистраль, которую отобрали у россиян? Такие вещи обязательно будут согласовываться с «Транснефтью», а она ни при каких обстоятельствах не согласует эту конструкцию, если трубу отберут. За этой квазиборьбой за украинские интересы стоит банальное желание наживы. Рано или поздно все это станет известно, и тогда вы убедитесь в том, что я говорю правду.

Но с другой стороны, выходит, что вы сейчас выступаете за Россию, и если труба заработает, будем покупать продукт у агрессора? Зачем нам его кормить, если год мы спокойно прожили без этой трубы?

С. Корецкий: Можем покупать у Беларуси, я же сказал, что у нас даже протокол подписан. Есть много эмоционального в этом вопросе, я это понимаю. Но для Украины было бы лучше, чтобы труба работала. Украина в целом в любом случае закупает топливо из российской нефти и более половины (до 70%) готовых нефтепродуктов, которые поставляются практически всеми игроками рынка в Украину, – из России и Беларуси. Притом из Беларуси половина поставок идет от российских компаний-давальцев. Вы также обратите внимание на риторику этих квазипатриотов, они ведь будущее этой трубы связывают с поставками из России…

Вот вы говорите о белорусах, но мы видим, что они используют любые возможности для повышения цен для Украины. Остановка нашей нефтепереработки и прошлогодняя блокада упомянутого трубопровода привели к резкому росту цен на белорусский ресурс – более $50/т, а в сезон и все $150/т. К слову, по имеющимся данным, WOG вместе с ОККО протестует против такой ценовой политики…

С. Корецкий: Вот поэтому я и говорю, что чем больше альтернативных каналов поставки (морем, цистернами, трубой), тем лучше в целом для страны. Каждый поставщик в Украину, будь то Orlen, БНК, Rompetrol или Trafigura, или кто другой, будет понимать, что есть альтернативный канал поставки, поэтому необходимо снизить цены. Это даст возможность снизить цены на заправках или не повышать их в случае курсовых или рыночных колебаний.

По поводу поставок БНК. Желание менеджмента белорусской компании заработать дополнительные средства – это нормально. Но, опять-таки, украинские игроки один раз уже показали, что могут прожить без белорусского продукта. Когда Мозырский завод в 2013 году остановился на долгосрочный ремонт, была тихая паника и турбулентность. Но ничего, выстроили диверсификацию поставок, ушли от зависимости, и теперь никто не может диктовать свои правила. Во время последних переговоров о заключении годового контракта мы ожидали, что, как минимум, цена будет на уровне прошлогодней. А учитывая, что потребление в Украине упало на 40%, Крым ушел, Восток не работает, – сегодня рынок покупателя, а не продавца. Тем не менее, наш рынок остается для всех поставщиков премиальным, но кому-то хочется поднять цену еще выше, и я считаю предложение БНК «перебором». Об этом я персонально сказал руководству компании, пребывая в Минске. Сказал, что не можем покупать по таким ценам. Маржа и так упала, а эту дополнительную премию на белорусский продукт я не могу переложить на потребителя. Но там считают, что Украина без них не сможет. Пока они там думают, то я знаю точно, что непроданный в Украину продукт уйдет в другие направления по цене на $30-60 на тонне дешевле, и это будут очень серьезные потери, за которые тоже когда-то спросят. А вообще, жизнь покажет, кто был прав. Может, кто-то и готов платить любые премии, но не мы. Эти 30-40 тыс. т в месяц мы заместили другими поставками. В то же время такие компании как «UPG» (УкрПалетСистем) продает белорусский продукт в мелком опте на 50 коп/л дешевле, чем все системные игроки… Парадокс!

А как идут переговоры у других компаний (в т.ч. и ОККО) с БНК, я не знаю.

Кстати, о трейдинге. WOG не только крупный, но и самый диверсифицированный бизнес в части поставок топлива – Беларусь, Польша, Литва, Румыния, поставки по морю. Что до последних, не секрет, что поставки через порты самые затратные в нашем случае. С чем связана такая приверженность компании к морским поставкам?

С. Корецкий: На первый взгляд, да, действительно, разница, базис ценообразования несколько другой. Но, особенно в условиях волатильности рынка, выходит, что фиксирование по 10 дням котировок Platts, а не по месяцу в среднем, довольно часто бывает выгоднее. И прошлый год это доказал. Как бы невероятно это ни звучало, но в среднем на 10 долларов эти поставки были выгоднее, чем железнодорожным транспортом. Второе – надо же закрывать Юг страны, у нас большой сбыт и в розницу, и оптом в этом регионе. Плюс у нас эксклюзивный контракт на поставки высококачественного дизтоплива из Хайфы (Израиль). Учитывая, что мы с компанией Proton Energy работаем фактически уже пятый год по эксклюзивному контракту, это отображается и в ценообразовании в том числе. Это также дает свою эффективность. Плюс правильное западное финансирование, которого в Украине под такие проценты днем с огнем не сыщешь. В комплексе эти поставки оказываются эффективными.

И последнее. Мало кто знает, что с прошлого года вы являетесь одним из поставщиков топлива для сети Shell. Как вы к этому пришли и как развивается этот необычный проект, когда сотрудничают два конкурента?

С. Корецкий: Эта работа – еще один аргумент и ответ на вопросы с упреками, почему мы выигрываем тендеры, например, «Укрзализныци». Ровно потому, что нам доверяют такие компании как Shell. Мы два-три года принимали участие в тендерах на поставку им нефтепродуктов, но проигрывали. А в 2013 году выиграли на какую-то часть поставок, начали с Западной Украины. И сегодня WOG поставляет нефтепродукты непосредственно на заправки компании Shell. За полтора года мы показали себя как надежный партнер. В 2014 году был дефицит, невозможность купить валюту, волатильность, с Shell была отсрочка платежа. В результате этот проект в прошлом году принес «минус». Но если бы не было курсовых колебаний, была бы прибыль. И мы готовы к таким условиям, мы заслужили поставлять им нефтепродукты. Кроме того, мы получаем огромный опыт от Shell. Очень жесткие критерии по контролю качества, по бензовозам, вплоть до катафотов и одежды водителя машины. Мы начинали писать контракт с 20 страниц, но в итоге он вырос до 100. В этом году у нас уже прибыль по этим поставкам. 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти