В начало
«СИБУР»: Мы ждем значительного увеличения экспорта LPG в 2013 г.

«СИБУР»: Мы ждем значительного увеличения экспорта LPG в 2013 г.

В последние несколько лет объемы транзита сжиженного газа через Украину уверенно растут, и эта отрасль привлекает новых участников. Важным фактором ее развития является то, что более 60% всего объема транзитного газа имеют российское происхождение. Следуя общей тенденции снижения зависимости от соседей-транзитеров энергоносителей, россияне в последнее время уделяют большое внимание строительству собственных терминалов по перевалке сжиженного газа. Пока кипит работа в Усть-Луге, из Железного Рога уже отправляются первые партии экспортного газа.
Реализация в принципе логичной политики, безусловно, скажется на географии экспортных поставок российского газа.
Какое место уделено Украине в планах российских экспортеров сжиженного газа OilNews рассказал Алексей Родичев, руководитель направления маркетинг дирекции углеводородного сырья компании «СИБУР», крупнейшего производителя и экспортера LPG в России.
OilNews: Алексей, один из проектов, за которым следят пристально следят украинские компании-транзитеры СУГ, – это строительство терминала в Усть-Луге. Все понимают, что переориентация объемов на этот порт заберет часть украинского транзита. Расскажите, на каком этапе реализация проекта.
Алексей Родичев: Есть утвержденный план работ, в рамках которого мы двигаемся без отставаний. На этот план завязаны достаточно много  факторов: сроки запуска проекта анонсированы прессе и партнерам на уровне высшего руководства Компании, плюс эти сроки стоят в кредитной документации. Мы достаточно уверены в тех планах, о которых заявляем, – это выход на коммерческую эксплуатацию во втором полугодии 2013 г. На текущий момент завершено около 30% работ в рамках проекта, в том числе 50% морской части.
В частности, сооружена дамба, строится технологическая эстакада, по которой в будущем пройдут трубы, ведущие от резервуаров к выносному причалу. Еще в прошлом году поставлены резервуары для СУГ под давлением, сооружен фундамент под резервуары для охлажденного газа, возведены основные и обвязываются резервуары для светлых нефтепродуктов. Железнодорожная часть тоже в процессе строительства, уже построили сливную эстакаду для сжиженного газа.
OilNews: Когда вы видите выход терминала на проектную мощность по газу – 1,5 млн т в год?
А. Родичев: В прошлом году мы («СИБУР». – OilNews) экспортировали больше полутора миллиона тонн СУГ, поэтому уже тогда могли бы загрузить Усть-Лугу на 100%. Учитывая, что объем производства растет, можно смело говорить, что мощности будут загружены. Скажу, что стоит задача с момента запуска использовать их по максимуму.
OilNews: Но ведь терминал, очевидно, будет обслуживать поставки на рынки северо-западной Европы, куда идет только часть вашего газа.
А. Родичев: Безусловно, терминал в Усть-Луге нацелен на поставки в регион СЗЕ. Но надо учитывать, во-первых, что отгрузки начнутся во второй половине 2013 г. К тому моменту мы рассчитываем увеличить экспорт СУГ. К сожалению, я не могу назвать конкретные производственные планы на 2013 г., поскольку они на текущий момент не утверждены окончательно, но уже можно говорить, что объемы будут превышать возможность перевалки через терминал, и маловероятно, что мы прекратим поставки в порты Черного моря (через Украину. – OilNews).
Чуть позже, чем терминал в Усть-Луге, «СИБУР» планирует запустить вторую очередь газофракционирующей установки (ГФУ-2) в Тобольске (ООО «Тобольск-Нефтехим», входит в структуру «СИБУРа». – OilNews). Это приведет к повышению переработки ШФЛУ на данной площадке до 6,6 млн т, а сейчас там перерабатывается более 3,5 млн т ШФЛУ в год. То есть, к примеру, только  объем СУГ, который у нас появляется дополнительно в результате этого строительства, все равно превышает мощности терминала в Усть-Луге.
Возможно, где-то несколько придется сократиться, но не думаю, что это будет полным уходом с сегодняшних маршрутов экспорта.
OilNews: Сегодня, как известно, сложилась тяжелая ситуация с таможенным оформлением газа на украинской границе. Влияет ли задержка вагонов на работу с украинскими контрагентами?
А. Родичев: Конечно, это влияет крайне отрицательно. Бизнес «СИБУРа» очень разветвленный, только в части СУГ мы поставляем в сегменты коммунального потребления, автогаза, на собственное производство каучуков и пластиков, на нужды нефтехимического потребления других производителей в РФ, плюс экспортные отгрузки в большое количество направлений. Все это требует  отлаженной системы планирования, учитывающей огромное количество факторов, и любые непредвиденные обстоятельства сбивают ритм работы. Соответственно, если нам не возвращают цистерны в те сроки, на которые мы рассчитывали, мы не можем совершить следующие отгрузки. Это влияет, во-первых, на производственные циклы заводов, потому что возможности остановить их, как вы понимаете, нет, и объем резервуаров ограничен. Плюс мы рискуем не выполнить какие-то обязательства перед теми контрагентами, которым эти цистерны должны были уйти. То есть своевременный возврат цистерн достаточно критичный аспект для нас.
Кроме того, в основном мы работаем в формате долгосрочного партнерства с формульным ценообразованием, гарантированными объемами и т.д. У нас очень немного спотовых продаж. При заключении длинных контрактов мы обсуждаем вопрос своевременного и запланированного возврата цистерн, и, соответственно, в случае невозможности контракты могут срываться. Украина – очень интересный для нас рынок, но данная проблема на текущий момент – большой минус для контрактации с украинскими контрагентами.
OilNews: Затрагивая тему длинных контрактов, расскажите о формировании цены на СУГ для внутреннего российского рынка.
А. Родичев: На внутреннем рынке в РФ у нас все достаточно просто. Общепринятого рыночного индикатора в России нет, что обусловлено в том числе большим географическим размером страны. Сегодня цена внутренних формульных договоров базируется на розничной цене бензина А-92 (в РФ основной маркой бензина на розничном рынке является А-92. – OilNews), но большая часть продается в спотовом ценообразовании. Однако рынок развивается и мы ведем работу над созданием внутреннего индикатора цены СУГ с коллегами из других крупных компаний-производителей, с аналитиками из Argus и «Кортес», обсуждаем также эти вопросы с Минэнерго. Процесс идет и в перспективе мы надеемся в большоей мере переходить на оптовые поставки с формульным ценообразованием от индикатора.
OilNews: А как сегодня формируется цена для экспорта?
А. Родичев:  На экспорте мы ориентируемся на те существующие котировки, которые применимы для ключевых рынков, куда мы поставляем. На северо-западе это ANSI (Argus North Sea Index. – OilNews) и CIF ARA, для Восточной Европы – это DAF Брест, для продаж через порты Черного моря – Sonatrach. В случае см Украиной мы в основном тоже смотрим на DAF Брест как на альтернативный канал, в меньшей степени на DAF Гуково. Несмотря на географическую близость к рынку, полностью на DAF Гуково мы не готовы переходить. Скажу, что обсуждались разные форматы, которые учитывали микс котировок, но пока большого бизнеса в Украине мы все равно не ведем, то и вопрос остро не стоит.
OilNews: Изучаете ли вы внутрирыночные ценовые индексы? Например, в Украине Argus публикует оптовые цены в разных регионах. Какую роль эти данные имеют в ценообразовании ваших поставок?
А. Родичев: Безусловно, мы учитываем все имеющиеся данные для оценки состояния рынка и формирования наших позиций.
OilNews: Как вы оцениваете влияние Железного Рога на транзитные потоки через украинские порты?
А. Родичев: Конечно, терминал в Тамани логистически привлекательнее для российских производителей. Сложно спрогнозировать, на какую мощность он сможет работать и какую часть потока оттянет на себя. Это связано и с переговорной позицией его владельцев, и с конкуренцией других терминалов, и с другими аспектами – насколько эффективно новый терминал сможет работать, особенно с учетом штормов, насколько коллеги будут оперативно загружать суда и возвращать цистерны, насколько комфортно будет зарубежным покупателям работать с ними.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти