В начало
Александр Коваленко: «Для прозрачной продажи энергоресурсов в Украине нужна только воля новых властей»

Александр Коваленко: «Для прозрачной продажи энергоресурсов в Украине нужна только воля новых властей»

Аукционная торговля на украинском рынке нефтепродуктов развита неплохо. Все более или менее крупные производители нефтепродуктов, не имеющие целевого канала сбыта так или иначе связываются с аукционной торговлей. И если торги частных компаний зачастую не вызывают вопросов, поскольку заточены под получение максимальной прибыли, то аукционы государственных предприятий стабильно окутаны плотным туманом коррупционных скандалов. Чего стоят одни специализированные торги, с которых государственный сжиженный газ два года уходил на коммерческий рынок с дисконтом под 80%. Хорошие «результаты» стабильно показывает и «Укрнафта», продавая нефть у всех на глазах с дисконтами в сотни миллионов гривен за раз. И главное, все по закону. Новый состав Минэнерго недавно выдал новый порядок проведения конкурсов по продаже энергоресурсов госкомпаний, однако внесенные изменения в большинстве своем косметические, а порой откровенно лоббистские. Немалая роль в этом отведена биржам, на которых происходят эти псевдо-аукционы. Свежий пример – майская продажа нефти «Укрнафты», в результате которой нефтедобытчик недополучил около 660 млн грн дохода. При этом Украинская межбанковская валютная биржа, легализировавшая торги, опубликовала результаты лишь два дня спустя, хотя ранее вывешила их на своем сайте спустя час после аукциона. Странно, не так ли? Мы поинтересовались взглядом на происходящее у профессионального биржевика Александра Коваленко, генерального директора Украинской энергетической биржи, которая имеет большой опыт торговли энергоресурсами. Он говорит, что ситуация небезнадежна, примеры эффективных биржевых продаж в стране уже есть. Не хватает лишь немного желания…

OilNews: Александр, прежде всего хотелось бы поинтересоваться вашим мнением по поводу поведения УМВБ, которая два дня думала, публиковать ли результаты ошеломительного аукциона по продаже нефти «Укрнафты», на котором компания понесла огромные потери. Есть основания полагать, что эти результаты вообще не были бы опубликованы, если бы не внимание прессы к ним. Что это было?

А. Коваленко: Я бы не хотел комментировать деятельность коллег по цеху.

OilNews: Украинская энергетическая биржа еще несколько лет назад первой заговорила об электронных торгах. Скажите, вот эти аукционы, с молотком, в энергетической отрасли еще где-то в мире есть?

А. Коваленко: Еще 10 лет назад на Виннипегской товарной бирже (Канада – ON) мне показывали так называемую «торговую яму», классический вариант биржевых торгов. Когда-то сюда съезжались люди, топтались на этом пятачке, размахивали руками, кричали. Для развитых стран это ужа давно история. Теперь там тихо и спокойно, всю толпу на том же месте заменили сервера и несколько компьютеров.

«Деньги любят тишину», – говорят там. Никто никуда не бежит, а спокойно сидит в офисе и торгует за компьютером. Все ликвидные рынки в той же России, Беларуси, Польше, Франции, Скандинавии и многих других странах этот принцип используют уже не одно десятилетие, и используется он очень качественно и эффективно. В Украине, как мы все видим, вопрос массового внедрения электронных торгов уже стоит ребром – мы отстаем даже от соседей на десятилетия.

OilNews: Преимущества электронных торгов всем известны, а интересно узнать насчет недостатков…

А. Коваленко: Основной недостаток отчасти вытекает из преимущества – во время торгов невозможно взглянуть в глаза другому покупателю, попробовать предугадать его тактику, поскольку главный принцип электронного аукциона – конкуренция по принципу «no name». Ты не видишь, с кем ты торгуешься, а потому при грамотно выстроенном процессе сговориться с продавцом или другим покупателям невозможно. На традиционном аукционе можно, условно говоря, закрыть двери, поставить охрану и провести все как кому-то нужно. С правильной электронной системой так не выйдет – возможность любых манипуляций исключена.

При переходе на электронные торги многие страны как раз преследовали цель ликвидировать коррупцию. На ликвидных рынках, таких как зерно, уголь, нефтепродукты, сжиженный газ и так далее, такой подход гарантирует продавцу, во-первых, максимальную цену, во-вторых, инвестиционную привлекательность. Это полезно как в частном, так и в государственном масштабе. Прозрачность всегда облегчает привлечение инвестора. Например, «Укргаздобыча» недавно анонсировала выход на IPO (публичное размещение акций, – ON). Для потенциальных зарубежных инвесторов понимание прозрачности работы компании и продажи ее продукции, безусловно, будет фактором №1.

Сейчас, тем более, повсеместно декларируются европейский курс Украины. Я думаю, что бизнес-интеграция без внедрения электронного документооборота будет невозможна. Увы, большинство бухгалтерий еще завалены кипами бумаг, однако есть кое-какие подвижки. Принятие закона об электронном документообороте, электронной цифровой подписи и лояльная политика фискальных органов в этом вопросе уже позволили ряду компаний перейти на электронный документооборот. Не нужно содержать армию бухгалтеров, снимать какую-либо площадь, не нужно ничего передавать курьером и ждать ответа несколько дней. Все что нужно – это нормальный интернет.

А результатом электронных торгов и является подписание документов электронной цифровой подписью. При аукционе с молотком такая рациональная работа будет невозможной.

Для биржи электронный аукцион – это отсутствие необходимости содержать залы, толпу персонала, возможность транснационального перемещения электронных документов. То же и для покупателя – торговать можно из любой точки мира, не говоря уже об одной стране. Ни продавцы, ни покупатели не теряют время, перемещаясь по стране, не несут затраты на транспорт, командировочные и остальное. Это второстепенный, но тоже очень приятный фактор.

OilNews: Что же мешает внедрить систему электронных торгов в Украине?

А. Коваленко: Первое и самое важное, чего пока нет в Украине для перехода на прозрачную систему, – это политической воли, директивы уйти от «схем» и выстроить прозрачные механизмы. Это первая и основная проблема.

Например, Петр Порошенко, будучи министром экономического развития в Кабинете министров Азарова, первым пунктом поставил задачу применить электронный редукцион (вид торгов, при котором продавцы конкурируют ценами на свои товары и услуги, – ON) в сфере госзакупок, где, как известно, имеют место самые крупные коррупционные схемы. Но ему не дали развить это направление. Теперь у нового президента есть возможность вернуться к предыдущим шагам с более серьезными намерениями...

OilNews: В государственной сфере нет технических и технологических барьеров, я правильно понимаю?

А. Коваленко: По большому счету, ничего не мешает. Безусловно, есть ситуативные проблемы, однако они несущественны. Например, использование той же электронной подписи в госадминистрациях тормозится чиновниками на местах. Там не имеют навыков работы с компьютерами, да и не заинтересованы в прозрачности. Но если такие страны как Беларусь, Россия и Казахстан уже используют эти технологии повсеместно, то и Украина сможет!

Мы понимаем, что это нечто новое, поэтому при создании различных продуктов для заказчиков всегда консультируемся с коллегами из других стран, которые уже внедрили эти технологии.

OilNews: То есть, инструменты для борцов с коррупцией уже давно изобретены и обкатаны…

А. Коваленко: Если новая власть возьмет курс на переход в максимально прозрачное поле, используя технологии, которые работают во всем мире, то мы в первую очередь будем заявлять о том, что есть продукты, которые могут и должны быть востребованы для стратегического развития страны. Как директор компании-участника Европейской бизнес-ассоциации (EBA) я могу вас заверить, что для инвесторов это очень важно.

Надеюсь, такая воля появится. И тут главное не наступить на грабли, которые уже прошли другие страны – так называемые «псевдоэлектронные» торги. Технически – да, это электронный аукцион, но если говорить с позиции достижения результата, то их нельзя назвать электронными торгами.

OilNews: Расскажите подробнее, пожалуйста.

А. Коваленко: Например, уголь. Украина уже сделала огромный шаг в реализации угольной продукции через электронные аукционы. Министерством экономики был проведен конкурс в два этапа: на первом отобрали биржи по документам, а на втором выбрали непосредственно предлагаемую систему электронных торгов.

Здесь можно уже говорить о примере, когда электронная торговая система позволяет применить принцип торговли «no name». Продавца теоретически можно вычислить по базису, каждый у которого свой, а вот определить покупателя невозможно. Кто повышает цену, кто понижает – неизвестно.

И система электронного документооборота с использованием электронной подписи тут отлично работает.

OilNews: Что дал продавцам, покупателям и государству переход на электронные торги кроме удобства самого участия в торгах?

А. Коваленко: Естественно, в борьбе формируется справедливая цена. Ряду продавцов, как я говорил раньше, электронные торги были необходимы для эффективного IPO. Например «Полтавская газонефтяная компания», акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже, просто обязана продавать свою продукцию через электронные торги, чтобы попасть в листинг. Тогда все видели, как их цены отличались от цен, к примеру, «аукционов Курченко». Потенциальный инвестор понимает, что продукция компании реализуется по рыночным ценам, возможность манипуляции исключена. Это важно и для государства. В случае с углем, к примеру, госпредприятия уже не купят уголь по завышенным ценам, сговорившись с продавцом.

Кроме того, по моим данным, рыночные торги ударили по нелегальному бизнесу, так называемым «копанкам».

OilNews: Сейчас Минэнергоугля проводит отбор бирж для реализации нефти и сжиженного газа государственных компаний. Самый важный критерий отбора – размер уставного капитала. Создается впечатление, что он остался еще с момента, когда условия писали под «Первую независимую биржу» (входила в орбиту холдинга ВЕТЭК). Или это действительно важная характеристика?

А. Коваленко: Уставной капитал – важный фактор, но только для фондового рынка, где биржа выступает одной из сторон сделки. На товарном спотовом рынке, о котором мы говорим, это всего лишь техническая площадка. С юридической точки зрения размер уставного капитала товарной биржи вообще не регламентирован. Понятно, что уставный фонд в 1 000 грн должен вызвать подозрения, но не более.

OilNews: А какой критерий отбора важен для спотового рынка?

А. Коваленко: Если мы говорим об электронных торгах, а они неизбежны, если власти хотят достичь прозрачности в продажах энергоресурсов, то тут важно, чтобы торговые инструменты претендентов работали как часы.

Для госкомпаний немаловажный вопрос – тарифы на услуги биржи, которые ложатся на них большим грузом. С ростом ликвидности рынков ставки идут вниз, но и сегодня их разброс очень большой.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти