У початок
Рынок нефтепродуктов: из огня да в полымя

Рынок нефтепродуктов: из огня да в полымя

В 2014-м рынок нефтепродуктов пережил революцию вместе со всей страной. И так же, как вся страна, из одного мрачного состояния перешел в другое. На смену удушающим схемам «кровавого режима» пришел экономический кризис, а с ним повышение налогов и падение потребления. Конкуренция между поставщиками и направлениями поставок усилилась, но все они снова оказались перед проблемой противостояния с теневым рынком. И если раньше превалировала контрабанда, то сейчас проблема переместилась на нелегальные производства внутри страны.

В 2009 г., когда разразился предыдущий кризис, поставки и потребление нефтепродуктов в Украине снизились на 15%. Казалось, ниже некуда. В 2014 г. поставки бензина упали на 28,8% (потребление на 21%), дизельного топлива — на 13% (11%). Основная причина — взлет цен пропорционально росту курса доллара, а также потеря Крыма (около 4% национального баланса) и разрушение Донбасса — крупнейшего промышленного потребителя.

Россия отступает

Неизвестно, как бы страна пережила этот кризис, если бы рынок был завязан на переработку российской нефти, как до 2005 г. В 2014-м из России было импортировано около 1 млн т нефтепродуктов, или всего 12,5% от общего объема поставок. При этом падение составило более чем два раза. Объясняется это преимущественно уходом с рынка группы ВЕТЭК беглого Сергея Курченко, которая во многом ориентировалась на российские поставки, получая неплохие условия от поставщиков в лице «Роснефти» и «Лукойла».

Немаловажным фактором снижения российских поставок стало также блокирование Украиной нефтепродуктопровода «Прикарпатзахидтранс», обеспечивающего поставку больших объемов дизельного топлива из России. Правда, есть все основания полагать, что под лозунгами борьбы с агрессором магистраль была остановлена усилиями одной из провластных группировок с банальной целью выкачки из трубы технологического дизельного топлива в объеме более 80 тыс. т (рыночная стоимость около 1,6 млрд грн). Попытки успехом пока не увенчались, но еще не вечер.

В остальном рынок сохранил диверсифицированную структуру, в которой основные роли играют Беларусь и Литва. На импорт в 2014 г. пришлось 80% рынка бензина и 85% дизтоплива. Именно столь высокая доля поставок извне обуславливает особую чувствительность цен на АЗС к колебанию курса валют и мирового рынка нефти.

Что же касается внутренних производителей, то на их долю в прошлом году пришлось около 20% поставок бензина и 15% ДТ. Один из них – Одесский НПЗ – ожидаемо остановился сразу после революции, лишившись индивидуальных налоговых коридоров.

Контролируемая группой «Приват» кременчугская «Укртатнафта» существенно снизила производство из-за сокращения поставок сырья, что, в свою очередь, объясняется снижением его добычи в стране.

Кроме того, власти в нормативном порядке перекрыли возможности для переработки импортного вакуумного газойля, для приемки которого в 2013 г. завод даже построил специальную сливную эстакаду. Производство на «Укртатнафте» упало до критического уровня, так как в отдельные периоды кременчугского ресурса не хватало даже для обеспечения потребностей сети АЗС группы «Приват» – ключевого потребителя данных нефтепродуктов. Очень снизился в Кременчуге и отбор нефтепродуктов, обнажая проблему отсутствия инвестиций в развитие этого мощнейшего предприятия.

Те же причины упадка и у Шебелинского ГПЗ «Укргаздобычи» – нет сырья и нет денег ни на его добычу, ни на реконструкцию технологических мощностей. Производство нефтепродуктов на предприятии за год упало почти в полтора раза. Деньги могли бы появиться после ожидаемого повышения цен на добываемый «Укргаздобычей» природный газ, однако правительство уже поспешило заявить, что повысит ренту для госдобытчиков с 20 до 70%.

Но роль внутренних производителей все же велика. Пускай и достигается она не совсем традиционным методом – подпольным производством. Его минимальный
объем достаточно просто вычислить, если вычесть из объемов потребления объемы физических поставок.

В 2014 г. кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на рынок (670 тыс. т), едва не догнав лидера в лице белорусов (760 тыс. т). Но поскольку в реальности эта доля выше, можно уверенно утверждать: нелегальное производство является крупнейшим источником поставок бензина на украинский рынок и останется таковым в ближайшее время. Для этого в стране созданы все условия: растущие цены, повышающиеся налоги и полное отсутствие контроля со стороны Государственной фискальной службы и прочих контролирующих органов.

Между тем потери госбюджета от недобранных с "левого" бензина акцизов и НДС в 2014 г. оцениваются в 5 млрд грн. В связи с девальвацией гривни в 2015 г. эта сумма будет вдвое больше.

Бензин «в лицах»

За последние годы список крупнейших поставщиков моторных топлив более-менее кристаллизовался, но активная работа ВЕТЭК в 2012–2013 гг. трансформировала доли участников. В 2014-м все вернулось на места, хотя появилось несколько интересных персонажей.

20 крупнейших поставщиков нефтепродуктов на рынок Украины в 2014 г., тыс. т*

Оператор

Бензин

Дизтопливо

Всего

«ВОГ-Ритейл» (WOG)

380

840

1220

«Приват» (включая «Укртатнафту»)

500

600

1100

«Галнафтогаз» (ОККО)

450

550

1000

«БНК-Украина»

120

630

750

«ТНК Индастриз Украина» («Роснефть»)

110

430

540

«Западная нефтегазовая компания»

75

230

305

ВЕТЭК (включая Одесский НПЗ)

120

170

290

«Лукойл-Украина»

90

180

270

«Олэнерго»

30

200

230

«Закарпатнефтепродукт-М»

45

165

210

«БРСМ-Нафта»

80

130

210

«Альянс ойл Украина»

60

130

190

«Параллель»

85

90

175

«Укргаздобыча»

60

115

175

СОКАР

55

85

140

«Элемент»

20

115

135

«Ромпетрол»

85

45

130

КЛО

45

50

95

«Интекс Ком»

10

80

90

«Укрпалетсистем»

10

65

75

Другие

155

555

710

Всего

2585

5455

8040

* Оценка «Консалтинговой группы А-95», данные о прямых поставках без посредников

После исчезновения ВЕТЭК крупнейшим оператором по праву стал WOG. Трейдер является бесспорным лидером поставок дизтоплива, которое продает промышленным и корпоративным потребителям напрямую и через сеть АЗС. Из-за кризиса сеть заморозила амбициозную программу развития, занявшись укреплением существующих рубежей.

«Приват» из-за падения переработки в Кременчуге был сосредоточен на продажах через свою сеть АЗС, крупнейшую в стране. Благодаря дисконту на украинскую нефть и прочим секретам мастерства, оператор стал одним из двух ритейлеров, нарастивших розничные продажи в условиях кризиса.

«Галнафтогаз» остается крупнейшим импортером бензинов, с большим отрывом лидируя среди больших сетей по показателям суточных продаж через одну станцию.

Годом больших испытаний 2014-й стал для белорусского госэкспортера — Белорусской нефтяной компании, представленной на украинском рынке структурой «БНК-Украина». Критичной стала осень, когда Нацбанк начал выталкивать импортеров на «черный» рынок валюты, куда вход прозрачным госкомпаниям заказан. Но, видимо, всем сюда входящим приходится адаптироваться к существующим реалиям. Это подтверждает тот факт, что в ближайшее время БНК запустит свою первую станцию на трассе Киев–Чоп.

А вот для российских «Лукойла» и «Роснефти» 2014-й стал годом кошмара. Накануне, в 2013 г., «Лукойл» установил абсолютный рекорд поставок в Украину за весь 15-летний период своей работы в стране, удачно продал Одесский завод и готовился запустить «Карпатнефтехим» в Калуше. Прошел год: СБУ открыла против компании два дела, все экспаты покинули киевский офис, а Вагит Алекперов заявил о продаже украинской сети неизвестному австрийскому фонду. Правда, сделку не успел одобрить Антимонопольный комитет Украины и, в свете последних событий, скорее всего, в ближайшее время этого не сделает.

Известный своей справедливостью на все южное побережье Приморский суд Одессы отобрал у «Роснефти» 10 тыс. т бензина, которые осенью вывезли с нефтебазы под Киевом под присмотром батальона «Киев-1». А ведь еще год назад «Роснефть» наращивала поставки из России и Беларуси и готовилась к запуску Лисичанского НПЗ… Вместо запуска завод подвергся нападению банды Мозгового, хотя публичные претензии глава «Роснефти» Игорь Сечин озвучил в итоге только украинской стороне, пригрозив иском на 140 млн долл. за порчу имущества предприятия.

Обе российские структуры также подверглись общественному «порицанию» – АЗС продали нефтепродуктов вдвое меньше, чем годом ранее. По последним данным, «Роснефть» уже не прочь продать свой бизнес в Украине.

В минувшем году обратил на себя внимание новый трейдер «Олэнерго», который по объему прямых поставок неожиданно занял 12-е место. Компания не сильно гонится за ценой, делая ставку на оборот, что, вероятно, и стало причиной успешных продаж. Компания уже приступила к формированию сети под одноименным брендом, но здесь успехи намного скромнее.

Из новичков 2014 г. следует также выделить компанию «Финанспромгаз», которая хотя и заняла в рейтинге поставщиков почетное 37-е место (чуть более 20 тыс. т), но прогремела в отраслевых кругах и за его пределами на одно из первых. Не успела фирма провести через таможню первые шесть цистерн дизельного топлива, как пресса окрестила ее «новым трейдером Курченко». «У нас с Курченко общее только одно – фамилия начинается одинаково», – иронизирует директор «Финанспромгаза» Константин Кураков.

Что же до ВЕТЭК, то по сути она успела поработать до марта 2014-го, после чего живительная схема закрылась как на границе, так и на Одесском НПЗ.

К слову, ликвидация схемы массового безналогового ввоза нефтепродуктов остается, пожалуй, единственным видимым завоеванием фискальной службы, которая пока в упор не видит растущие объемы фальсификата. Да и об убедительной победе над контрабандой говорить также рановато – тревожные сигналы с южных портов идут нескончаемым потоком. 

Что же касается Одесского НПЗ, то его конец «без схемы» был очевиден, но в итоге все оказалось и вовсе печально: под прикрытием того же Приморского суда осенью его взяли на абордаж неизвестные вооруженные лица, начав выкачку сырья и нефтепродуктов, «добывая» отдельные бензовозы из технологических заводских нефтепроводов по сей день.

Нельзя обойти вниманием и натуральный феномен рынка под неказистым именем «БРСМ-Нафта». На счету компании 200 тыс. т бензина и ДТ, что позволило ей войти в двадцатку крупнейших. Все бы ничего, но есть интересный момент: согласно официальным данным, через свою сеть за наличный расчет компания продала 320 тыс. т нефтепродуктов. Характерно, что за год на нефтебазы компании только по железной дороге поступило 100 тыс. т компонентов для производства моторных топлив. Угадайте, куда они пошли далее?.. Желающих дать развернутый документальный ответ нет, многочисленные силовые органы, которые в первой половине года наоткрывали дел в отношении БРСМ, синхронно позакрывали их во второй половине. Для бизнеса Эдуарда Ставицкого, совладельца БРСМ, этот год был крайне удачным…

А вот для «топливного» актива Рината Ахметова – донецкой компании «Параллель» – минувший год, наоборот, выдался крайне сложным. Разгромленные станции и нефтебазы, экспроприированные «ополченцами» бензовозы, переезд управляющего офиса сначала в Мариуполь, а потом в Запорожье… В итоге двукратное падение наличных продаж, что, впрочем, пока не «положило» компанию – недавно «Параллель» отчиталась о 5,6 млн долл. прибыли по результатам прошлого года. Однако очевидно, что в 2015 г. для сети, чьи основные активы расположены в Донецкой и Луганской областях, речь уже будет идти о длине минуса.

Напоследок отмечу компанию «Ромпетрол-Украина», дочернюю структуру казахского госхолдинга «Казмунайгаз» (точнее, ее румынской нефтеперерабатывающей «дочки» «Ромпетрол»). В 2014 г. компания начала возвращаться к жизни, так как до этого испытывала разного рода трудности, совпавшие во времени с усилением группы ВЕТЭК на южном направлении поставок. Годы неурядиц, видимо, не прошли бесследно, и недавно стало известно о намерении казахов продать свой украинский бизнес. По имеющимся данным, «Ромпетрол» сохранит лимиты поставок в Украину, но их распределением на внутреннем рынке займется новый оператор.

***

Топливный рынок Украины остается крайне диверсифицированным и высококонкурентным. Такая модель снимает с повестки дня опасения по поводу возможной блокады со стороны России, которая напрямую поставляет хоть и немного, но имеет рычаги влияния на Беларусь – крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Украину. Мощностей морских портов и сухопутных коридоров и предложения топлива любых марок более чем достаточно. Основные проблемы связаны с кризисом потребления и ростом теневого рынка, который с одинаковой силой бьет как по рынку, так и по госказне. В 2015 г. рынок продолжит сужаться – разбухшие от налогов и девальвации ценники на АЗС потребителю не потянуть.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти