Безналичные инструменты продаж топлива — талоны и карты — вещи, без которых невозможно представить розничный рынок нефтепродуктов. В Украине. В странах Европы талоны если и присутствуют, то в масштабе статистической погрешности.
В украинских национальных сетях доля продаж топлив по безналичному расчету достигает 65%. И если распространение смарт-карт не удивляет никого, то популярность талонов, рудимента, который, казалось бы, должен почивать на обочине современного рынка, откровенно изумляет. Но только сторонних наблюдателей, ведь участники рынка хорошо знают природу спроса на талоны. Сегодня этот канал продаж — неотъемлемая часть большинства «схематоза» в рознице и госзакупках. Типичная схема выглядит так:
Промышленное предприятие (транспортная, аграрная или другого типа компания) закупает у розничной сети крупную партию топлива в талонах. Скидка на хорошем объеме может составить до 4 грн/л.
Фирма оформляет липовое потребление этого топлива, формируя тем самым фиктивный налоговый кредит.
Сами же талоны продаются на различных интернет-площадках рядовым водителям со скидкой в 3–4 грн. В офисе топливной компании с улицы больше 2 грн/л, как правило, получить не удастся.
Потребитель приезжает в сеть-эмитент и отоваривает талоны.
Не могут без талонов госкомпании, вынужденные закупать топливо на тендерах. И тут тоже есть огромное пространство для махинаций. Кроме того, талоны — проверенный инструмент взятки.
В итоге счастливы все, кроме самой сети, ведь она продала топливо тому же конечному потребителю, но намного дешевле, чем могла бы.
Отказаться от продажи крупных партий топлива в талонах сеть не может, ведь коллеги по рынку с удовольствием займут ее место. enkorr обратился к представителям региональных сетей с просьбой высказать свое мнение по теме. Если вы хотите поделиться с enkorr точкой зрения на этот вопрос — присылайте свои соображения на адрес info@еnкоrr.ua.
Сергей Куций, собственник сети АЗС «Овис»
Талоны — это архаизм, лазейка для манипуляций с деньгами в ущерб собственникам бизнеса обеих сторон: и заправочной станции, и клиента-покупателя топлива.
Смарт-карта — это модно, стильно и удобно, но староверы предпочитают талоны в кармане, «которые всегда видно сколько осталось», а не топливную карту, «которая непонятная и вообще с нее могут украсть».
Руководителям талонами проще контролировать расход топлива у водителей.
По ведомостям сложно автоматизировать учет, поэтому сделали электронные ведомости (топливные карты). По талонам, к слову, проблем с автоматизацией также нет.
Альтернатива талонам — электронные талоны. Но:
Для работы с электронными талонами завгару и водителям нужны компьютер/смартфоны, а также навыки пользования программой.
Разрядился смартфон, отключили Интернет — не заправишься.
Электронным талоном взятку не дашь.
Приходится мириться с существованием талонов и в ближайшем будущем вряд ли сможем работать без них.
Олег Серовский, владелец сети АЗС ZOG
Топливные талоны — это пережиток СССР, их нигде нет в мире. Это настоящая коррупционная валюта! Все чиновники берут взятки талонами, все коммунальные и государственные учреждения специально много покупают топлива, они его списывают, так как законодательство позволяет им списывать топливо не по чекам с АЗС, а по расходной накладной. Талоны же продаются налево.
В Украине как минимум 30% тендеров выигрывают «серые» АЗС. Они умеют проводить продажу без чеков, возвращая часть талонов заказчику, или наличных.
Победа во многих тендерах им обеспечена, под них заказчик прописывает специальные условия. Это часть большой схемы, в которой нередко замешаны правоохранители.
Один из вариантов уйти от талонов — замена их смарт-картами с идентификацией владельца карты (например, его фото на карте).
Один из вариантов победить проблему — ввести возврат НДС физическим лицам по аналогии с юридическим. Может не в полном размере сразу, но не менее 10%. Фактически — это скрытое кредитование законопослушного гражданина, ведь как право на возмещение сможет иметь только законный налогоплательщик. Это конечно же невозможно без 100% фискализации учёта, то есть каждый покупатель будет требовать легальный чек. Это могло бы помочь искоренить множество топливных махинаций.
Игорь Клеван, собственник сети АЗС «Кворум-Нафта»
Талоны используют все сети АЗС: начиная от мелких и заканчивая крупными. Действительно, альтернативой талонам является использование топливных карт. Практически все сети АЗС в Украине имеют в обороте карты, объединяясь и развивая партнерские взаимоотношения. Но исторически сложилось так, что и бюджетные организации, и частный бизнес всегда использовали талоны. Хотя это и спорно, но по словам клиентов, интерес к талонам высок из-за возможности контроля использования обозначенного объёма топлива каждым водителем, да и является удобным в обороте и хранении. Особенно это важно в бюджетной сфере.
В случае любой проверки контролирующим органом, физическое наличие талонов дает возможность подтвердить их сохранность.
Именно эти факторы и формируют привычку использования такого инструмента продаж.
В Европе, как и во всех развитых странах, талонов нет априори. И когда европейские ритейлеры входят на украинский рынок, первым делом они пытаются убрать из своей сети талоны. Но видя долю реализации топлива с использованием талонов, навсегда прощаются с этой мыслью.
Наша компания тоже как-то пыталась от них избавиться, но… уж очень весомый это инструмент продаж сегодня.
Учитывая специфику украинского рынка, можно с уверенностью сказать, что топливные талоны еще долгое время будут мощным способом реализации топлива как в бизнесе, так и в бюджетной сфере, которая является их основным потребителем.
Дмитрий Леушкин, собственник сети АЗС Prime
Для чего вообще нужны талоны? Если кратко, то для того, чтобы воровать у государства.
Их отличительная способность — «отделять мух от котлет». То есть талоны купить может тот, кому нужен честный НДС, поставить их в потребление предприятия. «Талонный» способ оптимизации НДС является одним из самых выгодных. Сами же талоны продаются как угодно, например, на OLX частным конечным потребителям, да и транспортники их подбирают.
В сетях на крупные партии талонов скидки иногда доходят до четырех грн с литра. Еще пара грн зарабатывается на оптимизации. Отсюда и берутся цены на OLX с дисконтами по 5 грн.
Сети АЗС никогда самовольно не откажутся от такого мощного инструмента продаж, а куда смотрит государство? А куда оно смотреть может, когда все тендеры на закупку ГСМ на ProZorro по сути через талоны и идут. Даже самая крупная сеть АЗС поменяла свою ценовую политику: раньше работали сугубо в сегменте лоукост, а теперь, как получили «возможность» выигрывать резко тендеры, цены на стеле задрали. Ну и маржу соответственно. Там уже тендеры в приоритете, а не розничный покупатель.
Вывод: Талоны — зло? Да! Но и деньги — зло, но от них же никто не откажется...
В тендеры заходит цена без скидки и зачастую их объявляют неплательщики НДС — больницы, школы, учреждения разные, даже церкви. И тут джек-пот, так сказать. Ведь не придерешься — цена на талоны по цене стелы, никакой коррупции.
Дон Кихоты, мечтающие победить талоны, можете занимать место за теми, кто хотел нелегальные бочки побороть, в колонне, возглавляемой продавцами эмуляторов уровнемеров на АЗС по $500 за программу!
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти