В начало
Евгений Калинин: Экономика зависит от того, как считать

Евгений Калинин: Экономика зависит от того, как считать

Исполнительный директор группы компаний ВЕТЭК Евгений Калинин рассказал «Капиталу» о перспективах Одесского НПЗ.

«Капитал»: Евгений, Одесский НПЗ – актив непростой. И по технологиям, и по логистике. Рисков очень много, на чем базируется ваш оптимизм в данном проекте?
Евгений Калинин: Любой производственный актив – рискованный. Особенно для трейдинговой компании, каковой по сути являлся ВЕТЭК.
Это другой горизонт планирования, промышленная безопасность, охрана труда и т.д. Если же сравнить Одессу с другими НПЗ, которые сегодня доступны к приобретению, то это один из лучших активов. Завод в очень хорошем техническом состоянии, он близок к морю, он более мобильный в плане объемов переработки. Скажем, Лисичанский НПЗ требует минимум 430-450 тыс. т. нефти в месяц и затем необходимо разместить такие же большие объемы готовой продукции. Одесский НПЗ с этой точки зрения намного мобильнее: 100 тыс. т светлых нефтепродуктов, которые мы видим на первом этапе, легко размещаются в близлежащих регионах, а в случае избытка мы всегда можем уйти на море. 
Понятно, что есть у этого НПЗ и проблемы. Первая – это низкая пропускная способность железнодорожной эстакады, в случае дальнейшего увеличения объемов переработки ее нам может не хватить. Второе, мы ощущаем недостаток установки каталитического крекинга. Существуют и другие моменты. Но в целом мы не видим как-либо фундаментальных проблем с Одесским НПЗ. Мы абсолютно понимаем «узкие места» и сфокусируемся на них в ближайшие 2-3 месяца после того, как завод запустится и выйдет на режим. 
«Капитал»: Как вы будете загружать завод нефтью? В частности, насколько велика вероятность поставок азербайджанской нефти? 
Е. Калинин: В массе вариантов поставок нефти на Одесский НПЗ есть еще одно большое его преимущество. Сегодня найти нефть в черноморском бассейне – вообще не проблема! Скажу больше, уже не мы ищем нефть, а поставщики начинают искать нас сами, предлагают весьма хорошие дисконты и формы оплаты. У нас есть выбор, и мы будем смотреть, какую нефть нам выгоднее поставлять в коммерческом плане с учетом технологических ограничений которые действ существуют на онпз по переработке легких сортов нефти. Azeri Light является одной из возможных опций, которую мы можем использовать, а может и нет. Предварительно могу сказать, что с точки зрения Одесского НПЗ сорта КТК или Тенгиз выглядят не менее привлекательно. Но важно понимать, что важна не сама по себе техническая возможность вовлечения легких нефтей, а коммерческий смысл такой переработки. С учетом имеющегося у Одесского НПЗ набора установок мы не сможем монетизировать качество этого сырья. 
«Капитал»: Здесь мы подошли к ключевому вопросу. Отрасль во всем мире переживает кризис, нефтеперерабатывающие компании говорят об убытках. Готов ли ВЕТЭК к этому?
Е. Калинин: Начнем с того, что экономика во многом зависит от того, как считать. Мой опыт работы в ТНК-ВР говорит о том, что есть методики расчетов, при которых любой завод будет убыточным. И не только украинский, но и ни один европейский! (смеется). Для нас этот актив раскрывает очень многие возможности. И в плане общения с профессиональным сообществом, и в плане коммерческих перспектив. Потому что для многих наших партнеров, по их же собственным словам, покупка НПЗ существенно повысила наш статус в профессиональном сообществе. Возвращаясь к экономике я считаю что подход должен быть следующим - если ты вокруг актива делаешь вещи, которые ты раньше без него не мог делать, то, безусловно, результат надо относить на экономику данного предприятия.  Второй момент, повторюсь, завод на Черном море дает нам хорошие возможности для бизнеса. Мы рассчитываем получить очень привлекательное предложение по сырью, это скидка на уровне $2-3 на барреле. У нас также есть возможности по хорошему размещению наших нефтепродуктов, напомню у нас постоянно будет экспортный объем мазута, а это очень привлекательный лот для многих трейдинговых компаний. Наша задача сегодня – вывести завод, скажем так, в ноль. В дальнейшем мы будем развивать НПЗ, потому что там есть куда развиваться. И это позволит нам сделать актив более ликвидным. 
«Капитал»: В чем на ваш взгляд причины кризиса в украинской нефтепереработке и как выйти из этой ситуации?
Е. Калинин: Я считаю, что это совместная проблема отрасли и власти. Этой проблеме уже 10 лет, а может и больше. За это время мы видели много радикальных вещей, как со стороны переработчиков, так и импортеров. Первые предлагали полностью закрыть рынок, вторые – наоборот. В моем понимании должна быть устойчивая сбалансированная система. Я категорически считаю, что закрывать рынок от импорта нельзя, это перестает мотивировать отрасль, она замыкается в себе и перестает развиваться. Живой пример – Лисичанский НПЗ. Была разработана хорошая инвестиционная программа, но владелец тогда решил, что зачем тратить деньги, если и так все хорошо? С другой стороны, безусловно, при нынешней системе происходит полное убийство отрасли.
Что делать? У государства всегда есть несколько механизмов, есть рычаги тонкой настройки. Все зависит от того, насколько грамотно использовать эти инструменты. Можно сделать льготы по НДС на технологическое оборудование для модернизации, налоговый кредит при поставках сырья, есть механизмы квотирования импорта и другие инструменты для регулирования отрасли. Оптимальным соотношением импорта и производства был бы паритет.
Газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти